Одно из самых известных стихотворений Маяковского сегодня более актуально, чем 100 лет назад, почти каждый житель мегаполиса может сказать, что стихотворение о нём.
Владимир Маяковский написал своё стихотворение «Послушайте!» в период активного творческого становления в 1914 году, когда на смене эпох уже вовсю бушевали политические вихри. Начало ХХ века стало переломным моментом и в Русской литературе, на смену реализму пришло авангардное течение «футуризм». Основоположники этого течения создавали совершенно новую литературу, которая должна была стать искусством будущего, где главенство формы выражения преобладало над содержанием и смыслом. Все поэты искали новые формы стиха, новые способы рифмовки, новые образы и новые слова. Именно в этот период Маяковский сформировался как поэт, и это отразилось на его творчестве.
Темы и проблемы
Стихи футуристов затрагивали совершенно новые проблемы, которые не поднимали поэты-реалисты. Вся футуристическая поэзия была поэзией нового города, который не знаком с природой, а видит только серое небо, каменные стены и современные достижения техники. На выступлениях перед публикой Владимир Маяковский утверждал, что его стихи созданы для современного человека, который не видит луны или звёзд, но прекрасно знаком с паровыми машинами, небоскрёбами и электричеством. Конечно, таким людям не будет близко пение сельского соловья, а вот гул заводских труб ему знаком вполне. Для них, жителей современного мегаполиса, писал свои стихи Маяковский, и им активно предлагал своё искусство. Принимали такое искусство далеко не все, но футуризм набирал популярность среди представителей творческих элит.
Критики определяют основную тему стихотворения как тему признания поэта обществом, но особенностью поэтов-футуристов была их уверенность в собственной значимости и превосходстве, которые не требовали дополнительного подтверждения.
«Послушайте!» является переходным стихотворением, написанным человеком, который уже готов отрицать само существование звёзд, но вдруг делает небольшой шаг назад, потому что сомневается. Темой этого глубоко философского размышления Маяковского можно было бы назвать значимость человека для человечества, востребованность в обществе и связанное с этим самоуважение.
Композиция
Маяковский не делил стихотворение на части, в нём не выделены строфы или отдельные смысловые компоненты. Так и должно быть в футуристических произведениях. Сочетание звуков и использование строк разной длины здесь значат больше, чем сюжет или смысл. Стихотворение имеет сквозное развитие, но условно его можно разделить на четыре части, каждая из которых наполнена отдельным настроением.
Всё стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который обращается к не слышащим его людям, и поэтому оно очень похоже на философское обращение к самому себе. Слово «Послушайте!» — смысловая кульминация стихотворения. Не нужно вчитываться и искать смысл в произведении, нужно его слушать, и тогда звуковые сочетания позволят войти в состояние лёгкого транса и испытать именно те чувства, которые были заложены в нём автором.
Первая часть – попытка лирического героя объяснить значимость события, в повторяющихся словах «значит» проскальзывает неуверенность, которая и задаёт настроение этой части произведения.
Вторая часть – обращение к богу, просьбы, символизирует надежду, которую испытывает каждый человек даже в самый сложный период своей жизни. Робкая надежда рассеется к началу следующей части.
Третья часть навевает тревожность, так часто сопровождающую каждое значимое событие в жизни.
Заключительная часть стихотворения возвращает нас к неуверенности, попыткам заставить себя поверить в важность происходящего и паническим атакам. Если совместить все эти переживания, мы получим внутреннее состояние современного жителя мегаполиса, который ежедневно переживает стрессовые ситуации, и которому кажется таким близким это странное стихотворение.
Жанр, направление, размер
Можно определить жанр этого лирического стихотворения как монолог-исповедь, с которым автор обращается к самому себе и к каждому из нас. Футуризм не ограничивает поэта строгими литературными жанрами, позволяя создавать новые, ранее не использовавшиеся жанровые формы. Как и другие поэты, работавшие в футуристическом направлении, Маяковский экспериментировал с формой и размером стиха, что привело к появлению этого необычного литературного шедевра.
Автор часто сам выступал со своими стихами перед публикой, характерной для него манерой стихосложения была «лесенка» из строк разной длины и ритмической организации. «Послушайте!» не отличается строгим силлабо-тоническим сложением, в нём нет строгой рифмы, но оно отличается звуковой и эмоциональной выразительностью.
Средства выразительности
Для того чтобы подчеркнуть эмоциональную образность стихотворения, Маяковский использовал богатый арсенал поэтических художественных средств. Одним из использованных приёмов является анафора – многократное повторение одного слова для усиления эмоционального воздействия на слушателя. Здесь это слова «значит» и «послушайте», как актёр, Маяковский всегда читал их с разной интонацией, заставляя слушателей замирать.
Использование экспрессии – наполненных эмоциональным содержанием слов: «плачет», «надрываясь», «клянётся» — также помогает прижать стихотворению выразительность.
Большое драматургическое значение в стихотворении имеют паузы и ударения. Акцентно-тоническое сочетание подчёркивается выразительными смысловыми остановками.
Маяковский использует необычные сравнения, которые у поэтов реалистов не считались бы даже приличными: звёзды сравниваются то с плевками, то с жемчужинами, пыль с метелями, кошмар смерти во сне – «врывается к богу».
Необычны и эпитеты Маяковского: «беззвёздная мука», «полуденная пыль», «жилистая рука бога».
Образы и символы
Особенностью этого стихотворения является то, что использованные автором возвышенные образы бога, звёзд, мироздания облечены в приземлённую словесную форму плевочки-звёзды, жилистая рука бога, надрываясь, врывается к богу.
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение воспринимается как философское размышление молодого поэта о смысле жизни, такое непонятное для современников, оно нашло признание после смерти Маяковского и стало одним из шедевров Русской литературы. Проблемы поиска себя и непринятия человека обществом сегодня не менее актуальны, чем 100 лет назад. В мире, где люди создают вокруг себя искусственные барьеры, мешающие межличностному общению, стихотворение «Послушайте!» стало символом поиска места в жизни и творческой самореализации человека.
Владимир Маяковский «Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!