Многим из нас с детства знакома знаменитая «Сказка о царе Салтане», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году. Эту сказку можно интерпретировать по-разному: с одной стороны, Александр Сергеевич использовал непростые народные мотивы, комбинируя традиции разных стран и эпох в своем тексте, с другой – эта сказка прекрасно подходит для детского чтения и несет в себе доступную и очень важную мораль. Именно о последнем мы и поговорим.
Для начала очень кратко ознакомимся с содержанием сказки. Царь Салтан берет в жены одну из трех сестер, которая обещает ему родить богатыря. В результате интриг новая царица вместе с сыном оказывается на острове Буяне, где молодой царевич остается княжить в волшебном городе. Он стремится встретиться с отцом, раз за разом прибегая к помощи волшебной лебеди и наполняя остров различными чудесами – поющей белочкой с золотыми орешками, тридцатью тремя богатырями во главе с Черномором. Когда он женится на волшебной царевне, в которую оборачивается лебедь, его мечта сбывается, и царь Салтан сам приплывает на остров. Семья, наконец, воссоединяется, а зло побеждено.
«Сказка о царе Салтане» — это широко известный сюжет о добре и зле. Несмотря на то, что в основе сказки лежит языческий фольклор, ее смысл основан на христианской морали. Ключевые качества героев сказки – это терпение и прощение, главные добродетели христианской цивилизации. Царица не ропщет на мужа, который, на первый взгляд, предал ее. Главное свойство этой героини – покорность и смирение.
Она знает, что Бог или судьба сберегут ее, и именно так и происходит: бочку выбрасывает на берег, сын находит волшебную лебедь, а муж сам приезжает за своей царицей и сыном на остров. При этом ключевым моментом является не ее кажущееся безволие, а вера. Вторая важная для персонажей характеристика – это всепрощение. Удивительно, но ни один из главных героев не затаил злобу на своих обидчиков, царица и Гвидон хотят увидеть царя Салтана, а он, в свою очередь, ничего не предпринимает в отношении злых сестер и Бабарихи, которые, казалось бы, разлучили его с семьей, плетя интриги при дворе.
Наконец, одной из важнейших добродетелей главных персонажей является почитание отца и матери. Гвидон проявляет себя как любящий сын, который безропотно признает авторитет своих родителей, заботится о матери и изо всех сил стремится к отцу. Да, царевич стремился заполучить три волшебных дара, но не из тщеславия, как может показаться, а из желания встретиться с отцом и удивить его этими чудесами. В течение всей сказки Гвидон ни разу не выказал злобы по отношению к Салтану, только печаль из-за невозможности увидеть его лично. Точно так же мы видим его безграничное почтение по отношению к матери. Едва выбравшись из бочки (что можно метафорически трактовать как его взросление и «выход в свет»), он сразу же принимается искать пропитание для них обоих.
Став князем на острове, Гвидон остается прежним, его не охватывает гордыня. Когда приходит час брать в жены царевну, он первым делом идет к матери, ожидая ее благословения. Наконец, сказка традиционно учит о том, что зло всегда будет побеждено. Какие бы козни не строили завистливые сестры царицы и Бабариха, все оборачивается в пользу наших героев. В конце концов, их интриги раскрываются, но наказания не последует. Именно в этом заключается смысл всепрощения – каким бы ни было зло, оно все равно будет побеждено, и нет нужды прибегать к насилию. «Сказка о царе Салтане» — это добрый и поучительный сюжет, который до сих пор не потерял своей актуальности.