Рассказ К.М. Станюковича «Рождественская ночь» был написан в 1892 году. Произведение это довольно небольшое по объему и незамысловатое по смыслу. Однако для современного читателя, вряд ли знающего, кем был Константин Станюкович, и что из себя представляет рождественский рассказ, нелишним будет предварительное краткое вступление.
Рождественский или, по-другому, святочный рассказ – это особый жанр литературы, приуроченный к определенной календарной дате и несущий характерную смысловую нагрузку, которая отличает его от других произведений.
В Западной литературе корифеем рождественского рассказа считается Чарльз Диккенс, опубликовавший в 1843 году рассказ «Рождественская песнь в прозе» и разразившийся впоследствии целым каскадом подобных произведений. Основная тема рождественского рассказа – чудо, которое может случиться только в рождественскую ночь. Как правило, творцами чуда являются те или иные мистические силы, но иногда героями рассказов могут быть и простые люди. Рождественский рассказ почти всегда имеет happy end и ту или иную мораль, затрагивающую самые разные темы, как то, милосердие по отношению к ребенку, обычно несчастному или обиженному, ценность человеческой жизни, вопросы памяти и забвения и т.п.
После Диккенса жанр рождественского рассказа получил развитие как в европейской, так и в русской литературе. В период расцвета жанра даже издавались тематические альманахи, полностью состоящие из рассказов разных авторов, посвященных данной теме.
В русской литературе классиком рождественской прозы считается Н.В. Гоголь. Фантастическая «Ночь перед Рождеством» погружает читателя в фантасмагорию, полную фольклорных и мифических персонажей. В отличие от произведений Диккенса в рассказах русских авторов финал мог быть и трагическим. Кроме Гоголя, отметились святочными рассказами Ф.М, Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов.
Для творчества К.М. Станюковича жанр рождественского рассказа абсолютно нетипичен. Чтобы понять, как автор пришел к написанию «Рождественской ночи», нужно хотя бы кратко ознакомиться с его биографией. Константин Михайлович Станюкович родился в 1843 году в Севастополе в семье адмирала флота. По семейной традиции юный Константин поступил в Пажеский корпус. В процессе учебы он понял, что выбрал не ту профессию – в нем проснулся поэтический дар. Чтобы начинающий литератор не перешел в Петербургский Университет, отец-адмирал отправил его в кругосветное плавание. Станюкович познал морское дело, но, вместе с тем, собрал много материала, который впоследствии увидел мир в виде книги очерков «Из кругосветного плавания».
Став профессиональным писателем, Константин Михайлович издал несколько романов, сборники рассказов, а незадолго до своей кончины в 1903 году выпустил в свет главное произведение своей жизни «Морские рассказы».
Сюжет рассказа «Рождественская ночь» весьма прост и имеет непосредственное отношение к морю и морякам. Жаркая южная ночь, небольшой порт Батавия на острове Ява, где на какое-то время пришвартовался клипер «Забияка». Офицеры высадились на берег. Матросы остались на судне. В какой-то момент двое матросов услышали детский плач и одновременно увидели, как на этот звук плывет крупный крокодил. Не раздумывая, матросы бросились на берег и обнаружили маленького заплаканного мальчика. Мальчик был чумаз и, по всей видимости, очень голоден. Матросы принесли его на борт, вымыли и покормили. Мальчик уснул.
Все это происходит в рождественскую ночь. Один из матросов говорит, что в такую ночь Господь сбрасывает в море мятежные звезды. Возможно, такой звездой и стал для экипажа спасенный ребенок. Вернувшиеся на судно офицеры воспринимают появление нового члена экипажа довольно спокойно. Матросам, нарушившим устав тем, что они без разрешения сошли на берег, не выносится никаких порицаний. Всеобщим решением мальчонку решают оставить на клипере. Однако, в соответствии с законами острова, все же сообщают о находке губернаторе. В результате, прожив на судне неделю, спасенный найденыш отправляется в приют.
Смысл данной святочной истории заключается в том, что ради помощи ближнему люди идут на нарушение правил, тем самым ставя милосердие и способность делать добро выше жизненных условностей.