Сказка «Новое платье короля» принадлежит перу известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена и является довольно известной у российского читателя. Интересно, что сюжет для своего произведения Андерсен черпал из более ранних творений других авторов: тема человеческих слабостей всегда была актуальна. Так, похожая история встречается в голландском фольклоре, а сам писатель ориентировался на новеллу Хуана Мануэля.
Сюжет рассказа довольно незамысловат. Королю требуется новый наряд ,и он для его шитья нанимает двух мошенников-авантюристов. которые обещают сшить платье из столь незаметной ткани, что только умные люди могут ее увидеть. Выждав какое-то время за неработающим ткацким станком, портные торжественно вручают королю платье, невидимое для дураков. Никто не видит этот наряд, но все боятся в этом признаться, так как это бы означало, что они глупцы. Только маленький мальчик не стесняется, в отличие от остальных, выкрикнуть небезызвестную фразу, ставшую сакраментальной: » А король-то голый»! Это выражение стало афоризмом, употребляющимся в самых различных ситуациях , где требуется подчеркнуть, что дела обстоят вовсе не так, как нам преподносят.
Сказка в весьма простой и доступной форме высмеивает человеческие слабости, как и в фильме «Страшные сказки«: гордыню, тщеславие, боязнь идти против толпы под воздействием группового давления. Последний феномен носит специальное название-конформизм или конформность. Известный немецкий социолог Эрих Фромм определял его как защитную форму поведения. Таким образом человек испытывает чувство причастности к определенной социальной группе и общности, не испытывает тревогу и стыд, но при этом теряет часть своей индивидуальной личности.
Какие же моменты могут определять конформное поведение? Многое зависит от личности человека. Люди с низкой самооценкой, которым легко навязать чужое мнение, будут склонны к конформизму. Степень развития интеллекта, в том числе и эмоционального, способность к внушаемости и повышенная тревожность так же определяют подобное поведение. Играет роль и разновидность социума, в котором разворачиваются определенные события, и уровень его значимости для человека, а также какое положение он в нем занимает. Бывают и какие-то факультативные ситуации, в котором человек вынужден принимать приспособительную позицию.
Любопытно, что огромное влияние накладывает культура народа, к которому относится индивид. Так, в западных странах культивируется идея индивидуализма и свободомыслия, и конформизм имеет скорее негативный контекст как синоним бесхарактерности, мягкотелости и раболепия, в то время как в культурах Востока, где очень чутко и трепетно относятся к личных границам и пространству других людей, гибкость по отношению к позиции большинства интерпретируется как вежливость, тактичность и уважение, как общечеловеческая ценность, к которой должно стремиться общество.
Противоположностью конформизма является вовсе не нон-конформизм, как можно подумать. Нон-конформизм-это по сути тот же конформизм, только здесь давление группы идет на подчинение ценности негативизма и отрицания. Более того, учёные подчеркивают, что обе формы поведения присущи социальным группам с низким культурно-психологическим развитием.
Многие исследователи противопоставляют конформности такой социально-психологический термин, как коллективизм. Суть его заключается в том, что человек определяет свою личность через призму коллективности, самостоятельно определяя, какие ценности, мысли, взгляды определенного социума ему подходят, а от каких он предпочтет воздержаться. Таким образом индивид не теряет связи с коллективом, не встает в оппозицию по отношению к нему и не теряет свое индивидуальное Я в угоду другим.
Данный подход представляется наиболее рациональным и отвечающим требованиям здравого смысла. Небольшая сказка датского автора пробудила важные вопросы подчинения общественного мнения и смелости противостоять давлению. Так, благодаря развитому самосознанию маленького ребенка мошенников разоблачили, а короля с его гордостью и тщеславием выставили на посмешище. Гордыня-распространенный человеческий порок, который может доводить вплоть до того, что человек становится жертвой хитрых аферистов. Это было и будет актуально во все времена.