Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль - Фонвизина Смысл названия

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения. Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном. Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития. Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана). Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение. Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям. Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой. Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души. А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей. Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества. Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным. Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой. Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений. Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения. Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Оцените статью
Добавить комментарий