Мир русских пословиц полон тайн и загадок. Наши предки, даже выражаясь просто, умели высказать свою мысль так, что нынешним поколениям приходится поломать голову над значением очередной пословицы.
Например, известная пословица «Простота – хуже воровства». Несведущему читателю может показаться, что во времена изобретения этой пословицы ценились только высокоинтеллектуальные люди, стремящиеся в каждом предложении блеснуть своими высокими знаниями и исключительным мышлением. Но это, конечно, не совсем так. Во все времена ценилась способность собеседника подавать себя скромно, не навязываться и не кичиться знаниями, а блистать эрудицией лишь когда это уместно. Способность легко вступить в беседу, завязать знакомство, выйти из конфликта на позитивной ноте – это исключительно положительная простота характера. Едва ли её можно сравнить с воровством. В пословице идёт речь несколько о другом.
Всем нам приходилось сталкиваться с человеческой глупостью, недалёкостью, с ущербом, причинённым не по злому умыслу, а от невнимательности или непонимания ситуации. Людей, которые доставляют своим ближним неприятности не от дурного характера, а в силу своей глупости и недалёкости принято называть простаками. Их простота губительна для окружающих. Простак может даже не понимать, что совершает дурной поступок. В его арсенале всегда найдутся оправдания любому действию: «я же не знал», «а что тут такого», «это вышло случайно» и т.д.
Но почему такая простота хуже воровства? Тут как раз всё просто. Вор осознаёт, что совершает противоправный поступок. Он знает, что, если попадётся, последует наказание, равноценное причинённому ущербу. Отношения общества с вором и вора с обществом предельно честны: виновен – прими наказание. Но с простаком всё сложнее. Обвинять простака всё равно, что наказывать ребёнка: если человек искренне не понимает дурных последствий своих поступков, то и наказание примет, как предвзятое отношение. Человек же, который пострадал от действий простака окажется в ситуации, когда он не только получил ущерб, но ещё и вынужден чувствовать себя палачом невиновного. Понятно, что закон един для всех. Но выходки простака редко выходят за границы законного и чаще всего банально портят жизнь близким и знакомым людям.
Именно поэтому простота – хуже воровства. Простак не только растрачивает ценные ресурсы, он ещё и мотает нервы своим близким и окружающим. Не зря в старину слово «простак» являлось ругательством, несло в себе негативный окрас.
Когда в русских произведениях речь заходит о человеческой глупости, авторы частенько не могут обойтись без пословицы «простота – хуже воровства». Известный писатель Салтыков-Щедрин в своей сказке «Карась-идеалист» использовал пословицу дословно, приправив хлёсткой фразой: «Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут». Правда, Салтыков-Щедрин был мастером сатиры, и эту фразу в сказке говорит облечённая властью, но крайне недалёкая щука, которая за речи о справедливости и равноправии в пруду проглотила простофилю-карася. И сложно сказать, кто же из героев сказки настоящий простак: то ли щука, которая не смогла ни как следует понять, ни принять вдохновенные речи карася, посчитав свои интересы ближе к телу; то ли беззащитный карась, который в лицо зубастой щуке решил рассказывать о равноправии и миролюбии. В любом случае наивность и глупость, ведущие к трагическим последствиям – это и есть та простота, которая хуже воровства.