Небольшое автобиографическое произведение «Фотография, на которой меня нет» создано Виктором Астафьевым по воспоминаниям из детства. В маленькую деревню приехал фотограф. Этот приезд был знаковым событием. На снимке, сделанном фотомастером, запечатлены сельские школьники. Герой произведения не попал в кадр. Он не вовремя заболел. В этом и заключается смысл заглавия произведения.
Однажды в руки Виктора Астафьева попала старая фотография. Этот снимок напомнил ему о детских годах, проведенных в глухой деревушке. Воспоминания о прошлом положили начало рассказу «Фотография, на которой меня нет». Автор в своей работе затронул несколько важных тем, среди которых тема патриотизма, любви к своей малой Родине, уважение к истории. Писатель показал семейные отношения, чувства и эмоции маленького персонажа.
В произведении можно отметить необычность композиции. Повествование начинается с рассказа маленького мальчика. В конце истории читатель видит осознанный взгляд взрослого, прошедшего долгий жизненный путь человека. Главной темой произведения является описание существования людей в глухой сибирской деревеньке. События происходят в довоенные годы.
Несмотря на небольшой объем произведение «Фотография, на которой меня нет» наделено глубоким смыслом. Эта история касается каждого человека. Виктор Астафьев поднял важные вопросы, на которых основаны человеческие взаимоотношения, родственная связь. Свою историю должен знать и уважать каждый человек. Без изучения прошлых исторических событий невозможно сделать правильный выбор в настоящем, строить планы на будущее. Каждый должен помнить о своих родственных связях. Без внимания автора не осталась и тема взаимопонимания, дружбы. Виктор Астафьев сделал акцент на проблемах верности и любви. Произведение получилось небольшим, но содержательным.
Главному персонажу не повезло. Накануне приезда фотомастера маленький герой вместе со своим другом намок в снегу. Мальчик из-за болезни не мог отправиться в школу. Бабушка попыталась ему помочь. Было испробовано несколько средств лечения. Но ничего не помогло. Мальчик не смог пойти в школу, чтобы сфотографироваться. В дом персонажа заглянул Санька. Друг увидел, что Витя лежит в постели. Санька принял решение тоже не ходить в школу. Он хотел поддержать своего близкого друга. Именно в такие жизненные моменты проверяется дружба. В сложные периоды человек может сделать вывод, кто находится рядом с ним.
Приезд фотографа — значимое событие для всех сельчан. Автор показал, какой волей обладал Санька. У мальчика было огромное доброе сердце. Он смог пожертвовать своим желанием, понимая, что это событие может больше и не случиться. «Фотография, на которой меня нем» — поучительная история. Именно после ознакомления с рассказом человек осознает истинную силу дружбы. Санька осознал, что самое важное и значимое он может сделать для своего друга именно в тот момент. Он понял, что ради настоящей дружбы можно от чего-то отказаться. В лице персонажа читатель увидел пример великодушия и самоотверженности.
В рассказе Виктор Астафьев описывает не только жизненный период конкретного героя, но и взаимоотношения всех деревенских жителей. Особое внимание уделено образу учителя. Школьный преподаватель уважаем всеми сельчанами. Учитель — искренний, добрый, вежливый и умный человек. Он олицетворяет доброту и сочувствие.
Уже во взрослом возрасте герой вновь возвращается к этой фотографии. Он вспоминает тех, кто был с ним рядом на протяжении школьных лет. Этот снимок является своеобразной летописью истории.