История создания
Произведение датируется 1959 годом. Александр Исаевич Солженицын первоначально назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника», отсылая читателя к известной русской пословице. Несколько раз изменялось время действия «Двора», и в конце концов, оказывая дань уважения Никите Сергеевичу, основные события имели место в 1953, а не в 1956, как планировалось.
Кроме того, рассказчик в произведении — сам автор. Солженицын после реабилитации проживал в деревне у Матрёны и имел возможность чрезвычайно точно передать типичные особенности русской деревеньки, от быта до местного диалекта.
Литературное направление и жанр
В творениях пера Солженицына нашла своё место и традиция реализма Толстого. Рассказ не только изобилует элементами жития и художественных очерков, но и рассказа. Русская деревенька показана во всём своём живом великолепии, настолько, что литературные критики приближают жанр «Двора» к «рассказу романного типа».
Такой жанр позволяет существенно обогатить описание героев, продемонстрировав нам не только судьбу самого героя в самый сложный момент развития, но и уделить большое внимание родному отечеству героини, родной земле.
Сюжет и композиция
Великий и могучий русский язык, а точнее особый русский говор привёл нашего рассказчика в деревню, в которой происходит место действия. Сам сюжет описывает нам жизнь Матрёны Григорьевны, судьба которой становится нам известной от неё самоё. Хоть некоторые подробности женщина сама рассказывает герою, больше всего о ней рассказчик узнаёт благодаря своим собственным наблюдениям, а не словам молчаливой героини рассказа.
Отдельную роль в композиции литературного произведения играет образ избы Матрёны. Изба стоит у озера на довольно живописном месте и её образ как некого «Ноева ковчега» играет свою роль в жизни героини. Изба в описываемом рассказе это совершенно одушевлённый объект, который традиционно делится на две половины: жилая изба с печкой и на горницу, которая была построена для отделения сына после женитьбы. Без понимания роли традиционной избы в русском быту невозможно в полной мере понять смысл этой литературы.
Момент разрушения второй половины избы это кульминация рассказа, которая довершала развитие персонажей, их существования в гармонии(Главного героя и Матрёны Григорьевны), которые находили смысл своего существования «не в еде».
Проблематика и анализ
Интереснейший жанр «монументального рассказа», в котором автор донёс свои мысли, прекрасно подходит для поставленной нравственной проблемы и проблемы отношений простого человека с властью. Разве стоит огромное количество людских жизней какого-то захваченного участка? Разве стоит жизнь человека материальных ценностей, денежных средств? Сын и жена Фаддея погибли, зять рискует угодить в тюрьму, дочь не находит себе утешения, но герою более всего по душе думать о том, как спасти не сожжённые доселе брёвна на переезде.
Совершенно точно можно сказать, что Матрёна Григорьевна — воплощение крестьянки с русской глубинки. Она подобна иконе, как и её дом подобен Ноева Ковчегу. Образ жизни героини можно сравнивать с житием святых. И гибель нашей русской женщины это символ гибели Отечества, гибель от того самого «советского» поезда, чего так страшилась Матрёна Григорьевна.
Александр Исаевич Солженицын в своём монументальном рассказе «Матрёнин Двор», наделил героев живыми, интересными судьбами и жизнью, дабы через них поставить перед читателем актуальную на все времена проблему, о которой ещё многим поколениям придётся задуматься.