Анализ рассказа Солженицына «Матрёнин Двор»

Анализ рассказа Солженицына "Матрёнин Двор" Анализ

История создания

Произведение датируется 1959 годом. Александр Исаевич Солженицын первоначально назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника», отсылая читателя к известной русской пословице. Несколько раз изменялось время действия «Двора», и в конце концов, оказывая дань уважения Никите Сергеевичу, основные события имели место в 1953, а не в 1956, как планировалось.

Кроме того, рассказчик в произведении — сам автор. Солженицын после реабилитации проживал в деревне у Матрёны и имел возможность чрезвычайно точно передать типичные особенности русской деревеньки, от быта до местного диалекта.

Литературное направление и жанр

В творениях пера Солженицына нашла своё место и традиция реализма Толстого. Рассказ не только изобилует элементами жития и художественных очерков, но и рассказа. Русская деревенька показана во всём своём живом великолепии, настолько, что литературные критики приближают жанр «Двора» к «рассказу романного типа».

Такой жанр позволяет существенно обогатить описание героев, продемонстрировав нам не только судьбу самого героя в самый сложный момент развития, но и уделить большое внимание родному отечеству героини, родной земле.

Сюжет и композиция

Великий и могучий русский язык, а точнее особый русский говор привёл нашего рассказчика в деревню, в которой происходит место действия. Сам сюжет описывает нам жизнь Матрёны Григорьевны, судьба которой становится нам известной от неё самоё. Хоть некоторые подробности женщина сама рассказывает герою, больше всего о ней рассказчик узнаёт благодаря своим собственным наблюдениям, а не словам молчаливой героини рассказа.

Отдельную роль в композиции литературного произведения играет образ избы Матрёны. Изба стоит у озера на довольно живописном месте и её образ как некого «Ноева ковчега» играет свою роль в жизни героини. Изба в описываемом рассказе это совершенно одушевлённый объект, который традиционно делится на две половины: жилая изба с печкой и на горницу, которая была построена для отделения сына после женитьбы. Без понимания роли традиционной избы в русском быту невозможно в полной мере понять смысл этой литературы.

Момент разрушения второй половины избы это кульминация рассказа, которая довершала развитие персонажей, их существования в гармонии(Главного героя и Матрёны Григорьевны), которые находили смысл своего существования «не в еде».

Проблематика и анализ

Интереснейший жанр «монументального рассказа», в котором автор донёс свои мысли, прекрасно подходит для поставленной нравственной проблемы и проблемы отношений простого человека с властью. Разве стоит огромное количество людских жизней какого-то захваченного участка? Разве стоит жизнь человека материальных ценностей, денежных средств? Сын и жена Фаддея погибли, зять рискует угодить в тюрьму, дочь не находит себе утешения, но герою более всего по душе думать о том, как спасти не сожжённые доселе брёвна на переезде.

Совершенно точно можно сказать, что Матрёна Григорьевна — воплощение крестьянки с русской глубинки. Она подобна иконе, как и её дом подобен Ноева Ковчегу. Образ жизни героини можно сравнивать с житием святых. И гибель нашей русской женщины это символ гибели Отечества, гибель от того самого «советского» поезда, чего так страшилась Матрёна Григорьевна.

Александр Исаевич Солженицын в своём монументальном рассказе «Матрёнин Двор», наделил героев живыми, интересными судьбами и жизнью, дабы через них поставить перед читателем актуальную на все времена проблему, о которой ещё многим поколениям придётся задуматься.

Оцените статью
Добавить комментарий