«Герой нашего времени» — это один из главных романов в отечественной литературе, который принадлежит перу М.Ю. Лермонтова. Автор поднимает в произведении массу актуальных тем. Одно из центральных мест в «Герое…» занимает любовь. И правда, коллизий любовного характера здесь масса. Даже Печорин, который выступает холодных и эгоистичным молодым человеком, ищет искренние чувства, и действительно находит их в Вере, Бэле и княжне Мери.
Однако любовь этих женщин не принесла главному герою каких-то приятных чувств и чистой любви.
К слову, у нас есть отдельная статья-разбор всех женских образов в романе «Герой нашего времени». Если вам интересно узнать больше об этих девушках, переходите и читайте.
Можно сказать, что любовь в романе никому не приносит радости, напротив, она испытывает на прочность каждого персонажа. Для некоторых героев любовное испытание закончилось трагически.
Сегодня разберем подробнее любовь в романе «Герой нашего времени» на примере любовных треугольников между героями произведения.
Так что усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!
Ну а если вы не знаете персонажей, которые представлены ниже, рекомендуем вам начать знакомство с романом нашим кратким содержанием. Поверьте, лучше начать с этого, а после вернутся к прочтению этого материала.
Печорин-Бэла-Казбич
Отдельные литературоведы справедливо считают, что роман «Герой нашего времени» композиционно состоит из любовных треугольников, которым попросту нет конца. И правда, в произведении масса подобных ситуаций.
Например, в первой части Печорин похищает Бэлу – молодую черкешенку. Это гордая девушка, которую главный герой, по итогу, делает своей любовницей. Героиня красивая, умная и гордая. Она всем своим диким сердцем любит Печорина, однако в душе того нет места для искренних чувств.
Печорин похитил девушку исключительно ради забавы, и быстро потерял к ней какой-либо интерес.
По итогу, Бэла осталась никому не нужной и несчастной. Ее искренняя любовь не принесла счастья. Подробнее об этом можно почитать в нашем разборе прекрасной девушки.
Во время одной из прогулок у крепости, где она жила с Печориным, девушку похищает влюбленный Казбич. Однако за похитителем быстро организовали погоню. Видя настигающих солдат, молодой черкес ранит Бэлу и убегает. Через два дня девушка умирает на руках Печорина в русской крепости.
Итог этого любовного треугольника:
- Бэла погибает от рук молодого Казбича, так и не получив искренних эмоций от Печорина. Ее любовь оказалась не только напрасной, но и смертельной.
- Печорин понимает, что искренняя любовь Бэлы не смогла растопить лед в его душе. По факту, девушка умерла из-за его эгоизма и самолюбия. В своем дневнике герой позже сетовал на себя.
- Казбич же мучается из-за того, что ему пришлось убить свою возлюбленную, чтобы она во второй раз не оказалась в руках врагов.
Кто-то может сказать, что у молодой девушки была такая судьба. Однако сам Лермонтов говорит, что ничего не предопределено. Кроме того, автор своим романом наводит читателей на массу мыслей. Если вам интересна тематика судьбы в «Герое нашего времени», рекомендуем нашу статью.
Печорин-Мери-Грушницкий
Тема любви в очередной раз раскрывается в романе треугольником. На этот раз участвует Печорин, молодая княжна Мери Лиговская и юнкер Грушницкий, который по уши влюблен в девушку. К слову, если бы он заранее прочитал наш разбор ее образа, вряд ли бы он так воспылал к ней сильными чувствами.
Этот треугольник также никому не приносит счастья, напротив, он трагичен. События приводят героев либо к смерти, либо к нескончаемому горю, либо к ощущению собственной никчемности.
В этом треугольнике главным действующим лицом выступает хорошо нам знакомый Печорин. Герой постоянно подшучивает над молодым Грушницким и его чувствами к Мери.
Печорин, заинтересовавшийся молодой княгиней, доводит ту до такого состояния, когда девушка сама решается признаться в любви. Это сильно порицалось в тогдашнем обществе. Примечательно и то, что по итогу Печорин отказывает Мери, и вызывает в ее душе чувство обманутости, тоски и горя.
В глубине души главный герой недоволен своим очередным поступком. Однако оправдывает себя тем, что для него свобода намного важнее, чем любовь и женщина рядом.
Подшучивания и заигрывания Печорина с Мери вызывают в душе Грушницкого острое чувство ревности. Это выливается в вызов на дуэль, где молодой юнкер погибает от пули главного героя.
Справедливости ради, Печорин не хотел убивать Грушницкого. Но сделанного не воротишь.
Печорин-Вера-муж Веры
Причины и последствия любви мы видим в очередном треугольнике. Перед нами Печорин, замужняя светская дама Вера и ее муж, который упоминается в романе лишь вскользь.
Мы знаем, что у Веры с Печориным ранее была связь, которая прервалась после отъезда последнего из Петербурга. Однако в Кисловодске молодые вновь встречаются, и чувства вспыхивают с новой силой.
Главный герой даже проявляет нежность к Вере, загоняет своего любимого коня ради того, чтобы догнать девушку, когда та намеревается навсегда уехать с мужем. Однако из этого ничего не выходит, и женщина теряет из виду Печорина навсегда.
Сама Вера говорит, что с тех пор, как они друг друга встретили, Печорин не дал ей ничего, кроме печали и страданий.
Можно сказать, что этот любовный треугольник стал основой для «Анны Карениной» Льва Толстого. Там героиня также увлекается молодым офицером, но решается на разрыв с мужем, который стал ей неприятен. Что Вера, что Анна, по итогу, не обрели счастья, выбрав разные исходы событий.
Печорин-Ундина-Янко
Последний любовный треугольник мы видим в повести «Тамань», когда Печорин находился в одноименной местности. Там герой случайно раскрыл логово контрабандистов, и едва не погиб.
На этот раз действующими лицами выступил главный герой, молодая девушка, которую тот прозвал «ундиной» (то есть русалкой), а также контрабандист Янко.
Молодая девушка не любила Печорина, но была с ним ради того, чтобы заманить на воду, и утопить, как свидетеля их деятельности. Мотив прост до безобразия – Ундина очень любила своего Янко, и готова была ради этого на все.
По итогу Печорин понимает, что действительно едва не погиб из-за тяги к разнообразию и веселью.
Подытожим
История создания романа Лермонтовым легко можно превратить в мелодраму с душевными метаниями. Автор действительно долго не мог решиться озаглавить свое творение. Тем не менее, в «Герое нашего времени» большое внимание уделил не только теме судьбы и предопределения, но и любви. Можно даже сказать, что сам роман построен вокруг любовных треугольников действующих лиц.
Для Лермонтова любовь – это нисколько не прекрасное чувство, которое заставляет людей меняться к лучшему, Классик считает, что любовь – это испытание, которое проходят люди в попытке обрести счастье. Часто такие сильные чувства приносят только горе и страдания, а не что-то приятное.
Например, в «Герое нашего времени» не было ни одного персонажа, который бы обрел счастье в любви. Печорин искренне пытался чем-то или кем-то заполнить пропасть в своей душе, однако у него ничего не получилось. И ладно бы, пострадал только он, но нет. Герой принес боль и страдания трем ни в чем не повинным девушкам, а одна и вовсе косвенно из-за него погибла. Именно это вызвало бурю эмоций в душе престарелого солдата Максима Максимыча, который считал Бэлу своей дочерью.
Классик хочет нам донести, что любовь – это очень сильное и разрушительное чувство, которое непредсказуемо и опасно.
«Благими намерениями выложена дорожка в Ад», помните?
А что вы думаете по поводу любовных треугольников в романе и вообще о любви? Будем ждать ваших комментариев.