Роман «Герой нашего времени» — это одно из лучших произведений в отечественной литературе. Лермонтов действительно создал монументальное творение, которое с течением времени не теряет актуальность.
Тема судьбы одна из центральных в романе. Она проходит через все части и заканчивается «Фаталистом». Такое внимание к проблеме предназначения и судьбы неудивительно, ведь и сам Лермонтов постоянно искал смысл своего существования, пытался понять и осознать проблемы мироздания.
Если хотите узнать больше о замыслах автора и темах, которые он поднимает, рекомендуем нашу статью-разбор.
В стихотворной форме автор неоднократно затрагивал судьбу. У Лермонтова она представлена в виде злого рока, который человек не сможет преодолеть, но и смириться невыносимо.
Например, в известном стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов пишет следующее:
«Погиб поэт! – невольник чести –
Судьбы свершился приговор! –»
Ну а мы пока не погибли, так что сегодня расскажем подробнее о судьбе по Лермонтову в его романе «Герой нашего времени». Так что усаживайтесь поудобнее, возьмите себе что-то вкусненькое, мы начинаем!
Как Печорин понимает судьбу
Главный герой романа на протяжении всей истории показывает, что глубоко в теме и понимает природу судьбы. В своем дневнике он пишет о «топоре в руках судьбы». Таким образом Печорин как бы снимает с себя ответственность за все нелицеприятные поступки, так как он просто палач, над которым стоит всесильная материя.
Хотите поближе познакомиться с Печориным? Рекомендуем нашу статью.
Придерживаясь такой точки зрения, герой постепенно поднимает свою самооценку, считая себя едва ли не полубогом. Каждый раз, причиняя боль другим, он оправдывается правосудием и справедливостью, судьбой конкретного человека.
Такое понимание и позиция уводят нас в сторону Ницше и его «сверхчеловека», который мало того, что не боится своей темной стороны, но приветствует ее, принимает и поощряет.
По ходу романа мы видим, как герой из раза в раз испытывает судьбу, совершая безнравственные или рискованные поступки. Он влюбляет в себя Мери, затем подшучивает и подтрунивает Грушницкого, что приводит к дуэли.
При этом в «Герое нашего времени» наступает переломный момент, когда и сам Печорин признает, что злой Рок оказался сильнее его воли. Однако даже так герой обвиняет в своих бедах не самого себя, а судьбу, которая и стала причиной всех его злоключений и поступков.
Проблема судьбы во всей красе и максимально подробно раскрывается в повести «Фаталист». Этим словом ранее примечали людей, которые искренне верят в судьбу и ее всесильность.
Проблема божественности судьбы в повести «Фаталист»
Именно в повести «Фаталист» Лермонтов разрешает самую главную проблему в романе: Бог или Дьявол управляет судьбами людей на грешной земле?
Думаем, что после прочтения статьи о роли Печорина в романе, вам станет понятно, почему именно Григорий герой нашего времени.
Чтобы решить эту проблему, Лермонтов сознательно делает акцент в повести на герое Вулича, который выступает еще большим фаталистом, нежели известный нам Печорин.
Чтобы проверить свою судьбу, серб Вулич решает поставить на кон самое ценное – жизнь. Он предлагает главному герою пари с выстрелом заряженного пистолета в висок. Представить такое с современным огнестрелом крайне сложно, но в те годы оружие часто давало осечку.
Печорин на это сообщил Вуличу, что он умрет в этот вечер. Однако пистолет все же дает осечку. Все расходятся вечером по домам, а утром Печорин узнает, что серба зарубил пьяный казак.
Литературоведы считают, что Лермонтов в повести «Фаталист», в привычной для себя манере, представляет судьбу инструментом в руках именно Дьявола. Классик как бы нам говорит, что в этот вечер нечистый вселился в серба Вулича и склонил того к смертельному пари.
Выстрела не произошло, но злая шутка злых сил, и герой погибает от шашки казака. Это также можно расценивать, как торжество Рока.
Однако в финале романа Лермонтов немного смягчает углы устами Максима Максимыча. Старый солдат говорит, что пистолеты часто дают осечку, и это никак не связано с пьяным казаком и злосчастной шашкой.
Именно такой поворот дает читателю возможность самостоятельно разобраться в коллизии с Вуличем, и найти ответ для себя.
Судьбы героев романа
Как правило, в «Герое нашего времени» у всех персонажей трагическая судьба. Они искренне стремятся к счастью, но понимают, что не смогут достичь желаемого. Тема любви в романе, которую мы подробно разбирали тут, очень остро поднимается Лермонтовым. Однако у него своеобразный взгляд на это сильное чувство.
По сути, в романе вообще нет счастливых людей. Например, несчастная дикарка-черкешенка Бэла, которую похитил Печорин и ее родной брат. Княжна Мери влюбляется в главного героя, унижается перед ним, а тот играет на ее чувствах и гордости .
Наконец, светская замужняя дама Вера, которая стала тайной возлюбленной Печорина. Она глубоко страдает от свое внутренней похоти и безысходности. Грушницкий, безнадежно влюбленный в Мери, погибает на дуэли от рук Печорина.
Если вам хочется побольше узнать о женских персонажах романа, рекомендуем наш разбор.
Даже Максимы Максимыч глубоко несчастный человек. Он уже преклонного возраста, у него никогда не было женщины, нет семьи и детей. Даже Бэла, которую он постепенно начал воспринимать, как родную дочь, не признала его, и относилась с холодностью.
Так что по итогу
Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» — одна из центральных. Для Лермонтова она стала краеугольным камнем, так как он сам искал ответы на свои вопросы, и хотел подтолкнуть читателем задуматься о том же.
Мы видим, что многие герои романа именно судьбу винят в своих несчастьях, а Печорин оправдывает Роком свои безнравственные поступки.
Лермонтов же приходит к мысли о том, что участь его поколения крайне тяжела, так как молодые люди не могут устроиться в жизни, найти призвание и следовать ему. Такие люди есть и сейчас. Они бродят по миру неприкаянными, и винят во всем судьбу, родственников, обстановку и внешние обстоятельства.
А что вы думаете о судьбе? Вы управляете своей жизнью или она вами? Нам будет интересно почитать ваши мысли.
А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!
господин Чудайкин,, зачем Вы вылезаете с псевдолитературными статейками, Ваши нехитрые вирши читает и без того безграмотная молодежь. Оставьте комментарии профессиональнм литературоведам. …»обосрал»!!! о Белинском!!!
Что конкретно вас не устроило в статье?
Господи… зачем я посмотрела в чат??