Рассказ Владимира Короленко «В дурном обществе» ведется речь от имени автора, который вспоминает свои детские годы. В произведении, помимо главного героя и членов его семьи, много действующих лиц, которые обобщенно зовутся «дурным обществом», «проблематическими натурами». Однако у каждой «темной личности» есть свой характер, судьба и история, которая описывается автором.
Характеристика главных героев повести «В дурном обществе»
Главный герой Вася
Маленький мальчик, рано потерявший мать. Несмотря на то, что воспитывается отцом, занимающим должность городского судьи, живет в достатке, ему не хватает родительской любви и ласки. Вася очень болезненно относится к этому: «… но все же он меня не любит…», часто с трепетом и тоской вспоминает свою матушку: «О да, я ее помнил!.. И опять, как прежде, мне казалось, что она со мною, что я сейчас встречу ее любящую милую ласку».
Не чувствуя отцовской заботы и внимания, Вася редко появляется дома, проводя время на улице («…никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы»).
Мальчик любознателен и у него богатая фантазия. Однажды, исследуя заброшенную часовню, он знакомится с обитающими в подземелье под ней бездомными ребятами и искренне привязывается к ним. Он не меняет своего отношения к ним даже когда узнает, что те нищие и вынуждены промышлять воровством, чтобы выжить: «В результате смутного душевного процесса — сожаление к Валеку и Марусе усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла…».
Вася все чаще бывает в подземелье среди нищих, чувствует себя в их обществе комфортнее, чем дома, проникается к ним доверием и сочувствием: «Все, что на улицах меня забавляло и интересовало в этих людях, как балаганное представление,— здесь, за кулисами, являлось в своем настоящем, неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце».
Главный герой очень полюбил маленькую Марусю – больную и слабую девочку, дочку нищего Тыбурция. Он всячески старается ее порадовать и развеселить, а когда та окончательно ослабевает, решается на серьезный шаг – выпрашивает у своей сестры куклу (подарок покойной матери) и приносит ей.
После того как обнаруживается пропажа, выясняется правда о том, где проводит время Вася и умирает Маруся, мальчик, наконец, находит утешение у собственного отца и налаживает отношения с ним: «Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде…», «Я знал, что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами, какими смотрел за несколько минут перед тем, и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце».
Валек
Друг главного героя, бездомный «…мальчик лет девяти». У него есть приемный отец пан Тыбурций («…мальчика пан Тыбурций привел, или, вернее, принес с собой с первых дней, как явился сам на горизонте нашего города…») и сестренка Маруся.
Он не по годам серьезен, полная противоположность главного героя («…очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека…»), самостоятельный («…Валек один умелыми руками принялся за стряпню…») и заботится о маленькой девочке, отдавая ей все самое лучшее («…волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их…», «….принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда‑нибудь, приберегая для сестры…»).
На последних страницах произведения он показан спящим «…в углу, вздрагивая сквозь сон всем телом, и по временам нервно всхлипывал», что говорит о его глубоких переживаниях за умершую девочку.
Маруся
Маленькая нищая девочка, больная и слабенькая («…бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца…»). Она не проворный и веселый ребенок, как все дети ее возраста («…почти четырех лет»), не любит играть в подвижные игры. Глядя на нее, Вася видит «бледную, крохотную фигурку».
Несмотря на то, что девочка появляется на страницах произведения не так, часто, как другие персонажи, ее можно назвать главной героиней произведения. Ведь именно она вызывает у Васи чувство привязанности, жалости и сострадания. Даже после своей смерти она примиряет отца и сына, брата и сестру, которые вместе посещают ее могилу.
Пан Тыбурций Драб
Бездомный мужчина, который взял под опеку двоих малолетних детей («…Никто не мог бы также сказать, откуда у пана Тыбурция явилиcь дeти, а между тем факт, хотя и никем не объясненный, стоял налицо…»).
Несмотря на свое нынешнее состояние, он – очень образованный человек, наизусть цитирует греческих философов («…донимал аудиторию продолжительною скандовкой Виргилия или Гомера…»), говорит на латыни и тем самым зарабатывает на жизнь: «Обрадованные благополучным окончанием трагических экскурсий пана Тыбурция, хохлы поили его водкой, обнимались с ним, и в его картуз падали, звеня, медяки».
Иногда промышляет воровством, чтобы прокормить себя и своих детей («…Я, если уж говорить откровенно, краду…»). Но несмотря на это он – справедливый и добродушный человек.
В прошлом у пана Тыбурция были проблемы с законом, возможно это и привело его к нищете. Он сам рассказывает об этом главному герою: «Вся беда моя в том, что у меня с законом вышла когда-то, давно уже, некоторая суспиция…!».
Вероятно, что Тыбурций Драб– вымышленное самим носителем имя. Его истинная фамилия выясняется в конце произведения, когда отец главного героя – справедливый и беспрестрастный судья, просит сына передать Тыбурцию, чтобы тот велел некому Федоровичу покинуть город, и через несколько дней Драб вместе с Валеком бесследно исчезают, не предупредив об этом никого.