30 лет назад погиб Виктор Цой. Сменились поколения. Сменилась эпоха. А группа «Кино» по-прежнему находит своего слушателя. Каждый видит в песнях свое. Языковеды ведут споры, разбирают семантику текстов Цоя, обнаруживают новые смыслы. Музыканта называют чуть ли не пророком.
Размышлять о смысле своих песен Цой не любил, говорил, что все в них уже есть. Сложно с ним не согласиться. Любому творческому человеку надоедают вопросы: «О чем вы написали?», «Что вы хотели этим сказать?». Смотри, слушай, читай. Что увидел, то твое.
Поговорим сегодня о песне «Последний герой».
История создания песни
Написана она в 1983 году. Впервые вышла на альбоме «Начальник Камчатки». Альбом отличается экспериментальным электрическим звучанием. В нем прослеживается эстетика неоромантизма, которая в тот период увлекала Виктора Цоя. Фишка аранжировки — игрушечные клавиши «Кассатион». «Последний герой» прямо с них и начинается, послушайте. В таком исполнении песня воспринимается особенно иронично.
Позже композиция появилась на альбоме «Ночь» в энергичном, танцевальном звучании. В 1989 году песня была перезаписана еще раз и вышла в одноименном сборнике. Более тяжелая гитарная версия стала окончательной и наиболее известной.
«Последний герой» находится на 22 месте среди 100 лучших песен русского рока на «Нашем радио».
Кто такой последний герой
Герой в песне не тот, кто совершает подвиги. Это просто человек, герой своего времени — романтичный мечтатель. Он смелый в своем желании быть свободным от обстоятельств. Жить, как все, он больше не может. Однако, что нужно изменить и куда держать путь, герой не знает. Жизненная рутина и бесцельность существования. Поток нереализованной энергии мечтателя. Нет повода быть героем, и он не знает, за что умирать.
Интересно, что оптимистический припев в песне «Последний герой» с восклицаниями противоречит унынию в куплетах. Мы понимаем, что в таких героях заключается сила. Пусть пока не понятно, что с ней делать и куда применить, но не стоит терять веру в этих людей.
Все три версии аранжировки, о которых мы говорили ранее, создают совершенно разное отношение к лирическому герою. Происходит метаморфоза. Если в первой героя сложно воспринимать серьезно, то в последней мы верим, что он может перевернуть мир.
Существует мнение, что «Последний герой» — это история об алкоголике и картежнике. Как думаете, слушали бы эту песню более 30 лет, если бы смысл был таким прозрачным?
Как Цой относился к герою своей песни
Особенность творчества Цоя — некая отстраненность. Он просто берет и рисует картину, «фотографирует». Описывает интересующий объект, ситуацию, ничего не добавляя от себя. В песне «Последний герой» сложно проследить отношение автора к лирическому герою. Нет осуждения, назидательности, но и ярой симпатии мы тоже не видим.
Есть ли дистанция между героем песни и Цоем
Образ последнего героя быстро прилип к Цою. Любители посмертного культа активно тиражируют слово «последний». Выискивают последнее интервью, последний альбом, последний концерт, которые таковыми, возможно, и не являются.
Сам музыкант не отождествлял себя с лирическим героем: «Это, конечно, в песне герой такой. Много таких есть. Это просто независимый человек. Или который хочет быть таким. Или ему кажется. Но это не я. Я не герой».