Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) – один из ярчайших и самобытнейших композиторов мира, чья музыка, да и сама биография, стала олицетворением борьбы человека с невзгодами судьбы.
Он родился в Германии (Бонн), в 1770 году, предположительно, 16 декабря. Точная дата рождения не установлена, есть только день крещения – 17 декабря. Отец Людвига по происхождению был фламандцем, а по профессии музыкантом. Вокалист в хоре и, по совместительству, учитель музыки, он рано заметил выдающиеся способности сына и крепко за него взялся, надеясь вырастить из Людвига второго Моцарта.
В 1778 году отец устроил первое публичное выступление «нового Моцарта» и талант мальчика был замечен. У него появился настоящий учитель – Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре и сам Бетховен становится концертмейстером придворного театра, он продолжает сочинять и уже вполне в состоянии перенести свои творческие озарения на бумагу.
В 1787 году Бетховен едет в Вену, он мечтает учиться у Моцарта, но быстро возвращается домой, чтобы ухаживать за умирающей матерью. Однако через несколько лет Людвиг, все же, окончательно переезжает в Вену. Здесь он мечтает подружиться с Гайдном и получить из его рук секреты мастерства. Но Бетховен уже и сам превращается в серьезную музыкальную величину европейского уровня. Все потрясены не только его игрой, но и композиторским талантом.
Бетховен невероятно много работает в первые годы 19 столетия. Все его прославленные сонаты – Лунная, Крейцерова, Апассионата, Аврора, Героическая, четвертая симфония, опера «Фиделио» — написаны в 1801–1802 году. За многими стоят события несчастливой любовной жизни Бетховена или его отклик на политические события в Европе. Знаменитую Пятую симфонию он пишет в 1808 году, а вскоре следует и Шестая Пасторальная, а за ней музыка к «Эгмонту» Гете.
Людвигу только исполнилось 27 лет, когда он обнаружил, что начинает терять слух. Это настоящая трагедия для музыканта, и еще болезненный удар по самолюбию. Бетховен пытается скрыть от окружающих свой недуг. Развивающаяся болезнь мешает его общению с людьми, концертам – с 1813 года он больше не может выступать как исполнитель. Еще через 6 лет Бетховен начинает общаться с другими только с помощью бумаги и карандаша или грифельной доски.
В поздние годы творчества его любимой музыкальной формой становится фуга. Его композиторское искусство достигает высочайшего мастерства и сложности, особенно в сонатах и квартетах. Для исполнителей во всем мире они до сих пор считаются необычайно сложными. Настолько сложными, что современники уже не понимают такой музыки. Только единицы наиболее просвещенных настаивают на том, что гений Бетховена возрос, а не разрушился. Покровителем композитора становится Николай Голицын, который заказывает несколько произведений и щедро поддерживает их творца.
В 1823 году Бетховен пишет «Торжественную мессу», которую считает самой сильной своей вещью. Уже на следующий год, благодаря поддержке Голицына, она исполнена в Петербурге. Свою Десятую симфонию, со знаменитой «Одой радости», Бетховен представляет на этом же концерте. Ее жизнеутверждающая сила тем более поразительна, что она написана, в общем-то, умирающим и мучительно больным человеком.
Это не последние произведения композитора, были еще девять симфоний, опера, две мессы и другие сочинения. Но последние годы жизни Бетховен проводит в постели, умирая от водянки и болезни печени. Одинокий, отвергнутый всеми своими возлюбленными, как неподходящая партия, он скончался в окружении друзей, скрашивавших его уход искренним участием.
Композитора не стало 26 марта 1827 . Похоронен Людвиг Ван Бетховен в Вене.