Михаил Иванович Глинка – композитор, которого не случайно называют истинно русским. Если, упоминая русскую поэзию, первым мы называем Пушкина, а говоря об основателе русской науки, мы вспоминаем М. Ломоносова, то основателем русской музыки по праву считается М. И. Глинка.
Именно он первым стал включать в светские музыкальные произведения народные напевы. Все его сочинения пронизаны истинно русским духом.
Родился будущий гений в 1804 году в селе Новоспасское, недалеко от Смоленска, в дворянской семье. До достижения мальчиком шестилетнего возраста его воспитывала бабушка, которая баловала его, холила и нежила. Ребенок рос болезненным, впечатлительным и нервным.
После смерти бабушки мальчик снова попадает к родителям. Мать начинает обучать сына игре на фортепиано, скрипке и другим наукам, наняв для этого гувернантку.
Отец Михаила обожал устраивать торжества и праздники, на которые приглашал оркестр. Играли в нем крепостные музыканты. На званых ужинах и обедах оркестранты исполняли русские песни. Возможно, именно этот факт впоследствии повлиял на творчество великого композитора.
В 1817 году родители помещают сына в Благородный пансион при университете в Санкт-Петербурге. Здесь Михаил знакомится с молодым Пушкиным, который довольно часто появляется в пансионе, чтобы навестить своего брата Льва. Добрые отношения будущий композитор и поэт сохраняли до самой смерти Пушкина.
Пансион давал очень хорошее образование дворянским детям. Помимо учебных дисциплин Глинка брал частные уроки музыки. Закончив обучение, Глинка вместе с дядей в 1822 году отправляется на Кавказ. Мелодии народов Кавказа впоследствии оказали влияние на творчество композитора. Так, в опере «Руслан и Людмила» отчетливо слышны восточные мотивы «Персидского хора», основой к которому явилась азербайджанская народная мелодия.
Но горный климат не принес пользы молодому организму. Заболев, Михаил возвратился на родину. В Новоспасском он посвящал все свободное время игре на рояле. Кроме этого, он руководит оркестром дяди и делает первые шаги на стезе сочинительства.
Только в 1824 году для Глинки находится место помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения в Санкт-Петербурге. Все свободное время в этот период Глинка посвящает музыке, общению с творческими людьми в светских салонах.
Интересен такой факт. Самый первый романс Глинка сочинил на стихи К. Бахтурина – сына своего начальника. К сожалению, ноты и текст этого произведения не сохранились. Но зато доподлинно известно, что следующим стал романс «Не искушай меня без нужды» на стихи Е. Баратынского (1825). Самым первым опубликованным сочинением Глинки становится романс под названием «Да будет благословенна мать» (1825). Романсы были необычайно популярны в то время. И главное место в творчестве великого Глинки занимали именно эти короткие романтические произведения.
Четыре года М. И. Глинка провел в длительном заграничном путешествии. В Европе композитор посещает Германию и Италию. Там Михаил изучает теорию музыки, новые музыкальные стили, знакомится с великими В. Беллини и Г. Доницетти, продолжает сочинять. Возможно, тоска по России подтолкнула композитора к мысли о сочинении истинно русской музыки. После получения сообщения о кончине отца в 1834 году, Глинка срочно возвращается в Смоленск.
На родной земле к Глинке приходит идея сочинения монументального произведения на русскую тему. А сюжет будущей оперы, ставшей главной в творчестве композитора, ему подсказал В. А. Жуковский. История простого крестьянина, Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за будущее своей страны, поразила М. И. Глинку. Идея противопоставления двух музыкальных культур – русской и польской — не оставляла композитора до тех пор, пока он осуществлял свой замысел. Опера получила название «Жизнь за царя».
Момент создания произведения явился переломным в творчестве гения. П. И. Чайковский писал о том, что после создания оперы «Жизнь за царя» Глинку можно сравнивать с Моцартом и Бетховеном. Это произведение колоссальной силы эмоционального воздействия разделило жизнь Глинки на «до» и «после». После создания всемирно известной оперы Глинку стали причислять к гениям.
После постановки оперы «Жизнь за царя» в 1837 году М. И. Глинка получает награду от Николая I и место капельмейстера в Придворной певческой капелле. В этот период у Глинки возникает идея создания оперы «Руслан и Людмила». Но к этому времени погибает А. С. Пушкин. И с просьбой о сочинении либретто Глинке приходится обращаться к знакомым.
Замысел осуществился только в 1842 году, когда представление оперы «Руслан и Людмила» наконец состоялось. Быстрому осуществлению идеи не способствовали события личной жизни композитора – неудачная женитьба, влюбленность в Е. Керн, затем долгий развод. Именно в этот период Глинка создает свои самые знаменитые романсы и другие произведения малых форм.
После постановки «Руслана и Людмилы» Глинка вновь совершает заграничную поездку по странам Европы, набираясь там новых музыкальных впечатлений и представляя русскую музыку в светских салонах. Из-под пера композитора в этот период выходит знаменитая увертюра «Арагонская хота».
Глинка еще не раз возвращался на родину, сочинял произведения малых форм и сочинения на библейские темы, мечтал осуществить замысел написания оперы «Тарас Бульба».
Но не всем замыслам композитора удалось осуществиться. В 1857 году М. И. Глинка, находясь в Берлине, умирает. Похоронен он был на лютеранском кладбище. Впоследствии сестра перевезла прах гения в Санкт – Петербург.
Для мировой музыкальной культуры М. И. Глинка является основоположником истинно русского направления в светской классической музыке.