Пётр Алексеевич Романов (более известен как Пётр I Великий) – последний царь и выдающаяся личность в российской истории. О нём в 1833 году в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин сказал, как о том, кто «в Европу прорубил окно» тем, что основал город Санкт-Петербург. Именно Пётр I способствовал интенсивной европеизации России. Именно при нём в 1721 году Великое Княжество Московское (Московское Государство) вместе с приобретёнными и завоёванными территориями стало называться Российской Империей; по сути тогда Россия и начала официально называться Россией. Сам же Пётр стал первым императором всероссийским.
В этой статье кратко обсудим биографию Петра Алексеевича Романова.
Ранние годы
Пётр Алексеевич Романов родился 30 мая (по новому стилю 9 июня) 1672 года. Его отцом был Алексей Михайлович Романов, русский царь, а мать звали Наталья Нарышкина. Она была второй женой царя. У Алексея Михайловича было много детей, Пётр был четырнадцатым ребёнком. Со своей матерью он пробыл год, а потом его отдали на воспитание и попечение нянькам. В возрасте трёх с половиной лет умер отец Петра, и он перешёл под опекунство своего старшего брата Фёдора Алексеевича, следующего царя Московского государства, он же был его крёстным отцом.
Хотя Пётр от роду был способным, но получил плохое образование. Всю свою жизнь он писал с ошибками и имел слабый словарный запас. Московский патриарх Иоаким не пожелал, чтобы его обучали более просвещённые ученики Симеона Полоцкого, выпускника Киево-Могилянского коллегиума, существовавшего с 1615 года и бывшего потом донором для России высокообразованных представителей духовенства. Иоаким боялся, что веяния из Европы, где усиливался католицизм, будут через этих наставников передан вместе с образованностью и царскому сыну. Вместо изгнанных наставников к нему были приставлены слабые с точки зрения образованности представители московского духовенства, но лояльные к той версии православия, которое преобладало на территории Московского государства. В самой же России во времена детства Петра не было ни высших учебных заведений, ни даже средней школы. Это и объясняет его слабую образованность. Но, не смотря на слабую образованность, природный ум и способности он имел отличные. С юных лет освоил немецкий язык, голландский, английский и французский. А ещё освоил плотницкое, токарное, оружейное и кузнецкое ремёсла.
Воцарение и правление
В 1682 году умер Фёдор Алексеевич, и стал вопрос о преемнике. Два семейных клана по линии первой и второй жены Алексея Михайловича начали борьбу за престол. До 1689 года царём был Пётр, но от его имени правила сестра София. После конфликта с сестрой, которая была отстранена от власти, до 1696 года в России правило одновременно два царя – Иван, старший, но болезненный, и Пётр. Но после смерти первого Пётр стал единоличным самодержцем. Молодой царь был амбициозным, энергичным и целеустремлённым. Как царь, проводил агрессивную внешнюю политику. Был сторонником ведения военных действий с Османской империей, дабы иметь выход на никогда не замерзающее Чёрное море.
Первый поход на Азов был неудачным. Он обнажил проблемы в логистической составляющей российского флота. Однако второй поход на Азов в 1696 был успешным и открыл перспективу дальнейшей экспансии в южном направлении.
Пётр Алексеевич видел и хорошо понимал, насколько Россия отстала от других стран Европы в техническом, социальном и культурном отношении. Его реформы были направлены на ликвидацию этой проблемы. Вот некоторые изменения в государстве:
- провёл административную реформу (разделил государство на губернии);
- вместо Боярской Думы был создан Сенат;
- были открыты светские школы и в 1705 году открыта первая в России гимназия; ликвидирована доминирование духовенства над образованием;
- в 1724 году создана Петербургская академия, которая в 1917 году стала известна как Российская академия наук;
- в 1700 году началом года было объявлено 1 января (вместо 1 сентября) и само летоисчисление, вместе со всем цивилизованным миром, начали считать от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было ранее;
- началось техническое переоснащение армии (ранние военные кампании показали её слабость);
- открыта медицинская школа;
- начали открываться общедоступные театры;
- создание военного флота.
Это лишь некоторые реформы. Иногда слова Пушкина об открытии окна в Европу истолковывают не только как основание города Санкт-Петербург, а и как то, что Пётр всё полезное из Европы начал вводить в России. Так он европеизировал Россию.
Военные кампании Пётра I и их успех и стал поводом к тому, чтобы его прозвали Великим. При нём Россия приросла большими территориями. Это и Сибирь, и Дальний Восток, и Камчатка. В целом Россия преобразовалась при нём.
Личная жизнь и смерть
В раннем возрасте Пётр Алексеевич женился на Евдокии Лопухиной. У них был сын Алексей, который в последствие был обвинён в государственной измене и приговорён к смертной казни, но умер, не дождавшись оной. Вторая жена Петра, Катерина, родила ему одиннадцать детей, но почти все они умерли в детстве. Анна и Елизавета выжили. Последняя с 1741 по 1761 год была российской императрицей. В 1724 году первый император короновал свою жену Екатерину (ставшей Екатериной I); она стала соправительницей Петру. После смерти Петра Великого 8 февраля (по старому стилю 28 января) 1725 года она правила до 1727, уступив после смерти престол Петру II Алексеевичу, своему внуку.