Юрий Алексеевич Гагарин был поистине бесстрашным человеком. Он первым побывал в космосе, там, где до него не приходилось бывать никому. Было ли ему страшно? Безусловно. Наверное, именно по этой причине за некоторое время перед стартом он не только вел служебные переговоры с гениальным конструктором Королевым, но и пел. Должно быть, это отвлекало его от мыслей о возможной неудаче.
Во время самого полета Гагарин не пел – он находился на рабочем месте и должен был выполнять возложенные на него обязанности. Но в ожидании старта космонавт успел исполнить целых четыре песни. Сначала Юрий Алексеевич напевал модную композицию «Перекресток». Это была песня из репертуара популярнейшего певца Марка Бернеса. Почему именно она? В тексте данной композиции были слова о звездном небе, возможно, именно по этой причине Гагарин и вспомнил о ней.
Ассоциации – весьма значимая вещь. В «Перекрестке» речь идет еще и об одиноком путнике, каким не мог не ощущать себя на тот момент Гагарин. Должно быть, ему представлялось высокое весеннее небо, на котором сверкают бледные ранние звездочки. В такое время хорошо гулять по тихому городу, дышать свежим воздухом.
Беседа с космонавтом Павлом Поповичем, который так же, как и Гагарин, был занят подготовкой к первому полету, навеяла иные ассоциации. Товарищи называли Павла «Ландышем», поскольку он был автором шутливой версии шлягера того времени, написанного за три года до означенных событий. Разговор с Поповичем завершился, а первый космонавт стал весело насвистывать незатейливую мелодию «Ландышей».
Когда же Гагарин попросил сотрудников Центра управления полетом «включить музыку», внутреннее радио «Заря» еще раз порадовало летчика-космонавта «Ландышами». В песне говорится о прелести обычных полевых цветов, которые нельзя сравнить по красоте с розами или тюльпанами. Но именно неприметные ландыши считаются в России признаком поздней весны, напоминают о солнышке, тепле, радости жизни.
Однако Гагарин ощущал себя не только сыном своей малой Родины, теплой, родной Смоленщины, но и гражданином великой державы. Наверное, именно поэтому милая популярная песенка о радостях обыкновенной жизни сменилась величавым гимном о Советском Союзе «Родина слышит, Родина знает». В этот день все события в жизни космонавта свершались по такому же плану, как в песне.
Юрий Алексеевич действительно был не только сыном своих родителей, но и сыном Земли, отправившимся в далекое космическое путешествие. Торжественная мелодия, точные слова – это было прямое попадание в цель. Первого полета ждал не только космонавт, но и все причастные к этому событию люди, вся огромная страна.
Для СССР это было огромным прорывом, величайшим достижением. Страна, пережившая страшную войну, потерявшая миллионы людей, сумела в рекордные сроки оправиться от разрухи, голода, отправить своего сына, 27-летнего молодого человека в космос. Чувство огромной гордости до сих пор переполняет россиян, когда они слышат мелодию этой песни.
До старта оставалось совсем немного, когда космонавту вдруг вспомнилась иная песня – о птицах «Летите, голуби, летите». Возможно, дало знать о себе босоногое детство, когда мальчишки лишь мечтали о небе, завидуя птицам, легко парящим над землей.
После старта для космонавта наступило время интенсивной работы. Он вел отчеты – о собственном самочувствии, обстановке в аппарате, за его бортом. Однако его полет все-таки сопровождала музыка, весьма созвучная обстоятельствам. Космонавт, пролетающий над Хабаровском, случайно уловил мелодию вальса «Амурские волны». После события 12 апреля 1961 года вдохновили советских композиторов на создание серии произведений о космосе.