Чтобы понять корни этого фразеологизма, нужно хоть немного, в объёме школьного курса, знать историю древней Эллады – которая неразрывно связана с мифологией. И хотя бы вкратце ориентироваться в сюжете мифа о Минотавре, чудовище с человеческим телом и головой быка, его родной сестре красавице принцессе Ариадне и смелом воине Тесее, осмелившимся бросить вызов Минотавру и спуститься для боя с ним в страшный Лабиринт. Из которого, как утверждала молва, невозможно было найти выхода.
На момент возникновения мифа критско-минойская цивилизация переживала свой расцвет. И была образцом для подражания более молодой эллинской – со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде копирования системы управления и культурного кода. Что порождало чувство некоторой вторичности у эллинов и требовало самоутверждения.
В таких условиях было неизбежно соперничество, порождающее деяния героев, доказывающих, что культура учеников не менее самоценна, чем культура учителей. В рамках такого мировоззрения визит Тесея «с сотоварищи» из Эллады в царство не отличающегося человеколюбием царя Минаса был естественен и неизбежен. Тем более, что ежегодная дань Минотавру (а подразумевалось – Криту) – семь прекрасных девушек и семь не менее прекрасных юношей, – бил по самолюбию амбициозных эллинов.
Тесей, согласно мифу, тоже был очень хорош собой. И уже вступил в возраст, когда юноша превратился в развитого мужа, с рельефной мускулатурой и уверенностью во взоре. Что естественным образом пленило дочь царя Ариадну. Перед спуском в мрачные катакомбы лабиринта она привязала за подходящий для этого выступ конец длинного клубка нити – и вручила этот клубок Тесею. Который, управившись с жившим в лабиринте чудовищем, благодаря этой нити смог не только выбраться сам, но и вывести содержащихся в его узилищах людей.
«Нить Ариадны», или, существующий с этим фразеологизмом аналог «путеводная нить» используется с тех пор как синоним ориентира. И неважно – физического или нравственного. Это предмет или деяние, которое позволит вернуться к истокам и или начать всё сначала, или просто проанализировать правильность пройденного пути и последовательности действий, которые привели к ожидаемому или нежелательному результату.
Примером может быть что угодно:
- военная операция без фатальных последствий, после которой у командования есть возможность провести анализ действий, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок;
- высказанная при «мозговом штурме» идея, результатом осуществления которой стала хорошая прибыль предприятия. Или, в случае убытков – знание того, что предложенная идея была неудачной;
- следование литературным канонам при написании литературного произведения, без которых не получится связного текста с сюжетом, где должны соблюдаться причинно-следственные связи.
В разных языках мира существуют синонимичные фразеологизмы к этому выражению. Например, в английском — thread clue, что означает «путеводная нить». Близкое по смыслу в немецком — helfende Hand, «ведущая», или «помогающая рука».
Как правило, подобные фразеологизмы существуют в странах, где сохранилось или когда-то было классическое образование, когда изучение древнегреческой мифологии, притом на языке оригинала, было признаком по-настоящему образованного человека. Пример – классические гимназии в дореволюционной России, частные колледжи в Англии.
Иногда может встречаться в формах «ключ к спасению» и «путеводная звезда».