Война. Слово женского рода, но может ли женский род быть самоотверженным участником ее действий? «А зори здесь тихие» – повесть не только и не столько о войне, сколько о героизме простых людей, неопытных девчушек, живших в столь непростое время. Такое необычное название как бы намекает о неожиданности происходящих событий, к которым не были готовы ни старшина, ни девушки-зенитчицы. Намекает о том, что в этой тихой местности «потонут» все крики о помощи: «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали».
Характеристика главных героев повести «А зори здесь тихие»
Федот Васков
Федот Васков – старшина. Дисциплинированный и ответственный человек, требующий того же и от своих подчиненных. Из-за своего непримиримого отношения к пьянству и разгульничеству в военное время получает под командование два отделения «зеленых» девчат. Федот Евграфыч с детства был трудолюбивым: «Летом крестьянствовал, зимой зверя бил и о том, что людям выходные положены, узнал к двадцати годам.». Уважал устав и действовал строго по нему, однако ж, не чужды были ему человеческие чувства. После смерти почти всех девушек говорит он Рите и Женьке: «Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала…».
Рита Осянина
Рита Осянина – младший сержант. Серьезная, рассудительная и неулыбчивая девушка. В свои 18 уже успела потерять мужа – героя-пограничника. Став вдовой, выбрала себе целью для безжалостной ненависти всех фашистов: «А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно». Мечтала сбить вражеский самолет. Рита в разведке руководствовалась рассудком, не давая ни себе, ни другим взять эмоциям верх: «Галя Четвертак закричала было, затряслась, Соню увидев, но Осянина крикнула зло: – Без истерик тут!..».
Женька Комелькова
Женька Комелькова – девушка невероятной красоты и обаяния. Веселая и озорная. Не оставляла равнодушным никого: «То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься.». В разведке проявила качества настоящего бойца, неоднократно «прикрывая» старшину и зенитчиц от немцев, отвлекая и уводя их за собой, веря в только в лучший исход событий: «Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.».
Лиза Бричкина
Лиза Бричкина – родом из простой семьи, девушка крепкая и выносливая. Сразу проявила себя как опытный разведчик: «вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек.». «Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня» и даже оказавшись лицом к лицу со своей смертью, не смогла поверить, что это ее конец, что уже никогда не настанет ее «счастливое завтра».
Соня Гурвич
Соня Гурвич – переводчица. Городская девушка из еврейской семьи. Тихая, скромная и ответственная: «В части ее почти не знали: она была незаметной и исполнительной – и попала в зенитчицы случайно.». Старалась оказать посильную помощь другим: «Она, конечно, заскромничала, ложкой уж слишком часто постукивать начала, самое варево ему сбрасывая.». Побежав за кисетом с махоркой для сержанта, встретила там свою смерть.
Галя Четвертак
Галя Четвертак – сирота. Мечтательная и романтичная натура. Любила придумывать различные небылицы, выдавая их за правду: «А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Попав в разведку, так и не смогла выйти из воображаемого ею мира. Окутавшиеся ее эмоции и «липкий» страх не дали ей даже шанса на жизнь.
Произведение показывает, как безжалостна война. В ней нет места для женщин, кто должен выполнять другую самую важную роль – рожать и воспитывать детей, передавать память будущим поколениям. Не смотря на это, героини книги отдают себя полностью и без остатка: выполняют все приказы, отвлекают, помогают, стреляют, бьют, бегут через болота, хоронят, поддерживают и верят. Они защищают свою родину в обмен на свои жизни: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.».