Повесть Фадеева, относится к жанру военной литературы. Показывает события, происходящие во время гражданской войны. Произведение отлично показывает то, как меняются герои истории под влиянием обстоятельств, которые их окружают. В ходе истории из отряда уходят люди, не являющиеся истинными революционерами, оказавшиеся там по другим причинам. Основные персонажи стремятся к будущему, которые кажутся им светлыми, в отряде остаются только те, что готов воевать за идею.
Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами)
Персонаж | Характеристика персонажа | Цитаты персонажа |
Морозка | Один из основных героев произведения, молодой парень. С детства воспитывался в строгости, привык тяжело трудиться. Имеет положительные качества – понимает, что такое верность и дружба, однако все еще не осознает, что такое гражданская война и для чего она идет. Поначалу безалаберен и беспринципен, проваливает задания. Со временем начинает меняться как личность, что приводит к тому, что его поступки становятся осознанными – к концу произведения он становится революционером, ответственным за все, что делает. К концу истории понимает, что такое революция, зачем она необходима, делает все, что необходимо для правого дела. | — Да что, товарищ командир, как куда ехать, счас же Морозку. Будто никого другого и в отряде нет…
— Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили!.. По-простому тебе скажу, по-шахтерски!.. — Я, брат, уже совсем к Варюхе в лазарет снарядился, а ты тут со своим пакетом. Выходит, ты самая балда и есть… |
Левинсон | Командир отряда партизан, которому, однако, не чужды никакие человеческие чувства. Отлично понимает, на чем строится политика партии, и то, на что придется пойти для ее осуществления. Пытается не показывать партизанам в его отряде все свои страхи и переживания, делает все, чтобы быть отличным командиром отряда. Храбрый, ответственный человек, на которого могут равняться все партизаны. Показывает себя хорошим, ответственным командиром. | — На словах передай… впрочем, не надо — там все написано.
— Только смотри, чтоб никто не знал — зачем сухари и для кого. — Скажи начхозу, пусть сыплет полную мерку. |
Мечик | Стал партизанить по своему желанию, так как считал революционную борьбу чем-то прекрасным и романтическим. Оказавшись в реальных боевых условиях, понимает, что реальные партизаны далеки от тех представлений, которые у него сложились. Был далек от реальных событий, в отличие от многих героев произведения, воспитан в интеллигентной среде. Из чистого, красивого мира, в котором все поступали правильно, окунается в грязный, грубый мир и не может пережить того, что его изначальная мечта оказалась не такой, как кажется. В результате в его сердце поселяются сомнения, которые постепенно приводят к предательству. Его предательство вполне ожидаемо, оно соответствует его сердцу и характеру. | — Где я?
— Ну да, ну вот! — воскликнул Мечик обрадованно. Ведь я же говорил — максималистов! Ведь это же совсем другое… |
Метелица | Полная противоположность Мечику. Храбрый, отважный герой. Часто не раздумывает о том, как поступить в том случае, если возникает опасность. Имеет доброе сердце, правильные принципы. Умирает, решив спасти мальчика от опасности. Поступает, как настоящий герой. | — Чего же ты стоишь?.. Напужался? Ах ты воробей, воробей, — вот дурак-то тоже! — смутившись, заговорил Метелица невольно с той ласковой грубостью, с которой никогда не говорил с людьми, а только с лошадьми. Стоит — и крышка!.. А ежели б задавил тебя?.. Ах, вот дурак-то тоже! |
Варя | Одна из героинь произведения, по словам его героев – жена Морозки. Неверна своему мужу, путается с другими мужчинами, о чем известно всему отряду и они постоянно над ней смеются, зная, что она является доступной женщиной. Беспринципная, беспутная, никому не отказывает, однако чувств к тем, с кем встречается, не испытывает и не будет испытывать. | — Ты что это, Павлуша?.. Плохо тебе?..
— Что?.. отравили?.. молчи!.. — крикнула она, вдруг поняв все сразу. И, властно притянув его к себе, зажала ему рот горячей, влажной ладонью. — Молчи!.. не надо… Идем отсюда. |