Одна из известнейших трагедий русского классика А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» позволяет судить о гениальности ее автора. Ведь в основе сюжета произведения лежат события, описываемые как достоверные в одном из журналов, однако их правдивость не была доказана. Пушкин сумел создать уникальное по своей глубине произведение, взяв за основу слухи о преждевременной кончине гения Моцарта от отравления ядом, озвучив известную проблему человечества о светлой и темной стороне личности.
Главные герои трагедии
В рассматриваемом произведении на сцену выходят два главных героя – Моцарт и Сальери. Оба молодых человека являются талантливыми композиторами, однако их подход к созданию уникальных по красоте произведений отличается: Моцарт является настоящим гением, для которого творческий процесс легок и приятен. А Сальери можно назвать трудолюбивым ремесленником от музыки, который также создает прекрасные музыкальные произведения, но для того ему требуется приложить массу усилий.
Моцарт как положительный персонаж трагедии
Основной персонаж произведения – Моцарт, явившийся миру как один из непревзойденных гениев, способных поразить глубиной своей музыки при абсолютной легкости ее создания, что и является характерной чертой гениев. Молодой человек любит жизнь во всех ее проявлениях, наслаждается каждым прожитым днем и умеет ценить каждое явление и мгновение.
Основными чертами характера Моцарта можно назвать следующие:
- открытость;
- легкость;
- доброе отношение к окружающим и к жизни в целом;
- доверчивость.
Перечисленные качества выделяют композитора среди окружающих его людей, которым нравится с ним общаться и наслаждаться его гениальными произведениями.
При том процесс создания музыки у композитора происходит удивительно легко, почти играючи, что раздражает его «друга», Сальери. Второй главный персонаж произведения становится олицетворением второй, темной стороны личности. На его примере автор сумел показать, насколько глубока и неожиданна может быть личность одного и того же человека, ведь Сальери можно охарактеризовать как злобного, неуверенного в себе и своих силах и возможностях человека.
Сальери: отличия от Моцарта и причины произошедшей трагедии
Интересен и показателен жизненный путь Сальери. Также являясь гениальным сочинителем прекрасной музыки, молодой человек прошел непростой путь от освоения ремесла музыканта, затем подверг музыку тщательному анализу.
Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник.
И лишь затем начал заниматься творчеством. Такая основательная подготовка позволила Сальери добиваться поразительных результатов в создании музыкальных произведений. Однако ему так и не удалось добиться той легкости в сочинительстве, которая отличает прирожденного гения от трудолюбивого создателя.
Негативными качествами молодого композитора можно назвать следующие черты его характера:
- завистливость;
- склонность к подозрениям;
- способность обелить себя, даже совершая тяжкий грех – убийство своего близкого друга.
Перечисленные качества Сальери привели к трагической развязке: он убивает Моцарта, который считал его своим настоящим другом и надежным, искренним человеком, подсыпав ему яд в бокал. Еще раньше, в юности, Сальери испытал зависть к уникальному австрийскому композитору Гайдну. Однако расправиться с ним и заодно и с собой его удержала мысль о еще возможном для него восторге при создании новых музыкальных произведений.
А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.
Появление в его жизни Моцарта стало настоящим ударом для Сальери. Ведь его молодой друг оказался не меньшим гением, чем Гайдн, и вызвал в Сальери столько же негативных чувств, главным среди которых оказалась банальная зависть. Не сдержавшись, он отравил Моцарта, позже вспомнив его слова о том, что гениальность и злодейство являются несовместимыми качествами:
Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Проблематика произведения затрагивает каждого человека, ведь в каждом из нас «спрятаны» самые несовместимые между собой черты характера. Постоянная работа над собой, умение своевременно распознать риск негативного восприятия происходящих событий помогут не только стать выше приземленных человеческих страстей, но и спасти жизнь и не допустить серьезных потерь и бед.