«Цифры» — рассказ Бунина. Характеризуется тем, что повествование в нем ведется от первого лица. Показывает взаимоотношения между взрослыми и ребенком, то, на основании чего между ними возник спор. Показывает то, как важно иногда отступиться от привычных правил, чтобы не допустить ссоры.
Характеристика основных персонажей (с цитатами)
Персонаж | Характеристика | Цитаты |
Дядя | Один из основных героев истории. Рассказ ведется от его лица, все время повествования его имя и имя других персонажей (за исключением мальчика) остается неназванным.
Рассказывает историю ссоры между ним и его маленькими племянником, стараясь при этом не принимать ничью сторону, и понять каждого из всех, кто принимал в ней участие. Говорит, что перед ссорой ребёнок был очень грустным, пытаясь быстрее получить желаемое от дяди, однако он помедлил с ответом на его просьбу. Любит своего племянника, понемногу учит его всему, что знает сам. Конфликт разгорелся из-за того, что дядя решил на время отложить обучение мальчика цифрам, решив воспитать его характер, и не исполнять просьбу в ту же миг, как она была озвучено. В своих действиях основывается на правиле о том, что баловать детей вредно. После того, как племянник начинает шалить и дерзит ему, кричит на него, получает поддержку со стороны мамы и бабушки. Несмотря на то, что конфликт разрешился, не может простить себя за эту ссору, так как всё ещё помнит её, и считает, что взрослый человек должен был быть мудрее в той ситуации и поискать выход из неё. |
— Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.
— Цифры! Я понимаю, что это счастье… Но ты не любишь дядю, огорчаешь его… — Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу… — Да нет, не так. Один, два, три, четыре. — Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста! |
Племянник | Маленький мальчик, единственный герой истории, имя которого можно узнать – его зовут Женя. Любознательный, хотя и слегка капризный мальчик. На ссору его толкает жгучее желание выучить цифры как можно быстрее, и, так как дядя отказывается исполнить его просьбу в тот же момент, как Женя этого пожелал, он пытается всеми силами добиться желаемого, и начинает конфликтовать не только с дядей, но и с другими членами своей семьи. В конце рассказа решается пойти на примирение и просит у дяди прощения, после чего тот начинает учить ребенка цифрам. | — Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму!
— Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня. — Да нет, неправда, — люблю, очень люблю! |
Мама | Немногословный персонаж, в конфликте принимает сторону своего брата. Делает это потому, что шалости ребёнка ей надоедают, и она, решаясь отказать ему в его просьбе, пытается его так воспитать. Очевидно, что воспитание ребёнка ей не слишком удаётся, поскольку тот её не боится, и продолжает творить шалости, несмотря на все просьбы своей матери. После того, как мальчик начинает плакать, всё равно остаётся на стороне своего брата, несмотря на то, что ей больно видеть, как страдает её ребёнок. В меру своих сил пытается разрешить возникший конфликт и заставить ребенка помириться с дядей, но ей это не удается. | — Перестань, Женя.
— Да не обращай на него внимания — Охота тебе разговаривать с такой злючкой! |
Бабушка | Добрая женщина, которая старается разрешить конфликт и утихомирить шалуна, однако это у неё поначалу не выходит. После того, как ребёнок начинает плакать и уходит в открытую конфронтацию со своим дядей, пытается разрешить конфликт, приходя к нему в комнату, и надавливая на самые чувствительные струны детского сердца. Задуманное ей постепенно удаётся. Переживает, что мальчик шалит и не слушает взрослых, после начала конфликта переживает о том, что мальчик страдает. | — Перестань же, деточка, когда мама просит.
— Ужасно испорченный ребенок! — А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал — туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, — прибавила она, — делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте. |