Рассказ Распутина «Уроки французского» призван показать читателю проблемы послевоенного времени и то, как раскрывалась сущность человека в таких условиях. Рассказ ведется от лица подростка, которого мать единственного из своих троих детей смогла отправить учиться в районную школу. Она присылает сыну продукты и кое-какие деньги, однако этого ничтожно мало, и мальчик страдает от голода. Кроме того, даже скудные передачи от матери разворовывают дети хозяйки квартиры, в которой он живет.
Хозяйские дети приглашают Володю, главного героя рассказа, поиграть в «чику» на деньги, и мальчик, понимая, что он может на этом заработать, соглашается. Спустя какое-то время мальчик начинает зарабатывать на этом ровно рубль каждый день, и тратит он эти деньги себе на молоко, которое Володе необходимо из-за малокровия. Но его постоянные выигрыши злят его знакомых, которые избивают мальчика.
На следующий день на первом уроке учительница видит состояние Володи и узнает, что случилось, после чего, под предлогом дополнительных занятий, пытается помочь юноше продуктами или деньгами. Мальчик отказывается и пытается вернуть ей посылку с продуктами, которую она ему отправляет.
В поисках другого способа помочь мальчику учительница учит его играть на деньги в ту игру, которая была популярна в ее детстве. Это оказалось действенным: Володя втягивается в игру и считает выигрыш законным и честным способом получения денег. Он снова может купить себе молока и еды, а его учительница может быть спокойна за мальчика.
К сожалению, об этом узнает директор школы, который застает учительницу и Володю за игрой. Преподаватель берет всю вину на себя, и ее увольняют. Учительница уезжает на Кубань к родителям. А спустя несколько месяцев Володя получает посылку с продуктами, в которой лежат два яблока, и понимает, от кого она.
Характеристика героев рассказа
Главный герой, Володя – одиннадцатилетний мальчик, ученик пятого класса районной школы. В семье он старший: у его матери еще двое детей, отец семейства погиб на войне. При этом ребенок живет отдельно от матери в райцентре у тети Нади, а мать старается присылать ему продукты и немного денег. Но продуктов не хватает: то ли тетя, то ли ее дети разворовывают посылки, и мальчик все время ходит голодным, что не может остаться незамеченным. При этом стоит отметить, что голод не сказывается отрицательно на характере мальчика: он честен, добр, заботлив и в какой-то мере горд. Несмотря на тяжелое положение, он не занимается воровством, старается хорошо учиться, чтобы радовать мать, которая старается обеспечить сына всем необходимым. Кроме того, Володя не готов просто так принимать помощь, он старается, как может, заработать денег для себя самостоятельно. И игру на деньги он считает средством заработка, а не чем-то запрещенным.
При этом мальчик является очень способным и умным, учеба дается ему хорошо, и проблемы с учебой возникают, разве что, из-за недостатка сил и недоедания, а также из-за малокровия, которым болеет Володя. При этом, когда он начинает зарабатывать в играх на деньги, он зарабатывает ровно столько, сколько нужно, чтобы купить хлеба и молока и поддерживать свое здоровье.
Учительница французского Лидия Михайловна – классный руководитель главного героя рассказа. По сюжету рассказа это была молодая привлекательная женщина, которая отличалась внимательностью и заботливостью к своим ученикам. Она не только вела у них уроки, но и общалась с ними, старалась понять и помочь каждому.
Лидия Михайловна жила в учительских домах неподалеку от школы. Когда у Володи начались проблемы с французским языком, его учительница предложила ем дополнительные занятия и помогла справиться со сложным произношением. Но это было не единственное ее доброе дело по отношению к Володе: она видела, что мальчик недоедает и страдает от голода. Попытки помочь ему и дать ему денег или еды просто так не увенчались успехом из-за его упрямства, и учительница, чтобы помочь мальчику хоть как-то, начала играть с ним на деньги. Володя считал это честным способом заработка и принимал это. Несмотря на то, что директор, узнав об этом, уволил учительницу и не стал разбираться в ситуации, она продолжила помогать своему ученику, теперь присылая ему продукты.
Оба персонажа отличаются своими моральными качествами. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, они не отказываются от своих принципов и отстаивают их, не давая другим людям себя сломить.