Характеристика главных героев рассказа «Волшебное слово»

Характеристика главных героев рассказа "Волшебное слово" Характеристика

Валентина Осеева, написавшая в 1959 году короткий рассказ «Волшебное слово», была настоящим психологом, мудрым человеком. В своем произведении она не использует красочных слов, ярких эпитетов, метафор, но перед читателями возникает отчетливая картинка из жизни обычной семьи. И в этой маленькой ячейке общества не все ладно, много проблем создает самый младший член семьи.

Главный герой рассказа – Павлик, агрессивный эгоист, грубый, невоспитанный мальчик, стремящийся достичь своих целей любым путем. Этот маленький манипулятор и шантажист совершенно не умеет себя вести ни с домашними, ни с посторонними. Вполне закономерно, что Павлик получает равноценный ответ на свою неспровоцированную агрессию.

Вспомним, как он ведет себя по отношению к незнакомому пожилому человеку. Мальчик, выскочивший на улицу после ссоры с домашними, почти приказывает ему – «подвиньтесь», грубит – «а вам-то что?». Он не научился вести себя достойно, разговаривать спокойно, вежливо. Автор передает его чувства с помощью точно подобранных глаголов – «покосился на него Павлик», «сердито буркнул мальчик», «сжал кулаки», «стукнул кулаком по скамейке».

За то, что сестра не дала ему краски, он собирался ее побить «хорошенько», а потом убежать из дома. На бабушку мальчик тоже в глубокой обиде – она выгнала его из кухни тряпкой, потому что внук схватил без спроса морковку. Брат не берет мальчика на речную прогулку, из-за этого Павлик собирается навредить и ему – утащить весла, самовольно забраться в лодку.

Автор не информирует нас, где находятся родители Павлика, почему он растет таким невоспитанным и неуживчивым. Возможно, именно отец с матерью избаловали мальчика, ведь неразумная любовь к младшим детям – общеизвестный факт. Павлик до сих пор не знает, что такое хорошо и что такое плохо, при многочисленных родственниках растет, как в поле трава, отравляет им жизнь. Избалованный ребенок в доме — большая проблема, неурегулированные отношения причиняют много неприятностей взрослым и детям.

Встреча с длиннобородым старичком стала для грубияна Павлика настоящим подарком. Мудрый пожилой человек принял живое участие в воспитании мальчика. Он не стал читать ему долгих нотаций, приводить назидательные рассказы из собственной жизни. Старичок понял, что этому мальчику гораздо ближе что-то необыкновенное, чудесное, которое за минуту покажет ему, что никакой трагедии нет, все дело — в собственном неправильном поведении.

Случайный собеседник сразу уяснил, в чем главная проблема Павлика, решил помочь ему наладить отношения с родственниками. Панацеей от бед стало волшебное слово «пожалуйста», которое надо говорить особым образом – тихо, глядя прямо в глаза собеседнику. Мудрый человек, прекрасно знающий, как наладить контакт с окружающими, передал свой бесценный опыт малышу.

Автор строит свой рассказ динамично. Как и положено активному, подвижному ребенку-дошкольнику, Павлик немедленно воспользовался советом старого мудреца. Он побежал опробовать полученные знания, и они тут же заработали. Волшебное слово смягчило сердце раздосадованной на Павлика сестры, Лена сама протянула мальчику краску. Эта девочка вовсе не жадная, не злая, как казалось младшему брату, она любит, жалеет его.

Именно Лена станет его первой заступницей перед старшим братом. А бабушка и вовсе назовет мальчика «голубчиком», когда тот попросит у нее пирожок, выберет для внука самый лучший, самый румяный. Волшебное слово, произнесенное внучком, «так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке».

Родственники мальчика вовсе не злобные монстры, которыми они представлялись ему. Они — самые обыкновенные люди, желающие и требующие к себе уважительного отношения. «Притихший» Павлик «волшебным» словом смог убедить даже старшего брата взять его на лодочную прогулку. Надо сказать, что брат не сразу сдался. Старшие, собравшиеся за обеденным столом, «сразу все замолчали», удивившись вежливости, не свойственной малышу. Но его просьбу поддержала Лена и бабушка.

Хорошим и добрым оказался и старший брат, приласкавший ребенка, назвавший его «путешественником». Обрадованный своими успехами, Павлик побежал к «волшебнику». Автор прямо не говорит о намерениях мальчика, который явно собирался поблагодарить чудесного старика. Но «волшебника», преподавшего Павлику прекрасный жизненный урок, уже не было на месте.

Иногда ребенка некому наставить на правильный путь, открыть ему глаза на собственное поведение. Рассказ «Волшебное слово» именно об этом. Родные люди безмерно устали от скандального поведения Павлика, а седовласому «Чародею» удалось достучаться до его сердца и разума.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Ученик

    А где про Лену?

    Ответить
    1. Добрый вечер, изучим вопрос и дадим обратную связь. Большое спасибо за внимательность)

      Ответить