Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» не слишком высоко ценился его автором. Но время и читатели дали свою оценку, сделав его классикой мировой литературы. До сих пор персонажи «Идиота» вызывают живой интерес и попытки разгадать, что скрывается за их характерами.
Характеристика главных героев романа «Идиот»
Князь Мышкин
Центральная фигура романа, вокруг которого разворачиваются основные действия. Он возвращается из Швейцарии, где провел несколько лет на лечении от душевной болезни.
-
«…молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой».
Впервые за долгие годы оказавшись в столичном обществе, Мышкин поражает окружающих свои тихим голосом, кротким нравом, необычным мировоззрением и добрым отношением к людям. Его простодушие и искренность вызывают у многих недоумение: действительно ли князь таков, или здесь скрывается подвох. Эту двойственность автор зашифровывает и в имени князя, которое противоречит фамилии и характеру — Лев.
Не сумев разгадать нрав князя Мышкина, его за глаза считают идиотом.
-
«Простоват, да себе на уме, в самом благородном отношении разумеется…»
И только Настасья Филипповна Барашкова смогла поверить ему и даже влюбиться. Мышкин отвечает ей взаимностью. Он один видит её суть: ранимую, страдающую, тонко чувствующую душу.
Для всего общества Мышкин так и остается идиотом, а в конце романа и вовсе сходит с ума и возвращается в швейцарскую клинику.
Настасья Филипповна
Главный женский образ романа. Сирота, воспитанница Афанасия Тоцкого, она со временем становится его содержанкой и расстраивает его свадьбу, приехав за Тоцким в Петербург.
-
«…она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется…»
Здесь она прослыла первой красавицей и светской львицей. Настасья Филипповна ведет свободный, даже разгульный образ жизни и слывет падшей особой. И только двое — Мышкин и Рогожин — по-своему обожают её. Первый видит, насколько она разочарована в людях и жизни, как страдает от своего положения, какая тонкая натура прячется под маской высокомерия.
-
«…я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!»
Второй стремится обладать ею и страшно ревнует к Мышкину. Настасья Филипповна не хочет портить жизнь князю, который сделал её предложение, и бросается к Рогожину, где и находит свою гибель: ревнивец убивает её.
Парфен Рогожин
Один из ключевых героев романа: наследник купца, живущий на широкую ногу. Горячий, вспыльчивый, с крутым звериным нравом.
-
«…небольшого роста, … курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широк и сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица».
Питает жгучую страсть к Настасье Филипповне, предлагает ей огромные деньги за отказ от замужества. Эта страсть оказывается губительной и разрушительной для Парфена.
-
«…в нем много стрacти и даже какой-то больной cтрacти. Да он и сам еще совсем как будто больной…»
Он мучается от издевательств Настасьи Филипповны, которая чувствует над ним безграничную власть. Не в силах справиться с ревностью, он чуть не убивает Мышкина, а потом расправляется со своей возлюбленной, за что отправляется на каторгу.
Аглая Епанчина
Третья дочь генерала Епанчина, к которому из Европы и приехал князь Мышкин. Полная противоположность Настасье Филипповне.
-
«Эта младшая была даже совсем красавица и начинала в свете обращать на себя большое внимание…»
Она образована, умна, начитана, скромна, придерживается прогрессивных взглядов, за что мать считает её избалованной чудачкой. Стремиться быть полезной обществу, что-то делать, а не праздно проводить жизнь на балах.
Аглая испытывает нежные чувства к Мышкину, но это нельзя назвать любовью: она считает его наивным, слабым и жалким.
-
» — Знаете ли, — сказала ему раз Аглая, прерывая газету, — я заметила, что вы ужасно необразованны; вы ничего хорошенько не знаете, если справляться у вас: ни кто именно, ни в котором году, ни по какому трактату? Вы очень жалки.»
Герои по-своему любят и страдают: от эгоизма, равнодушия, лицемерия, корыстолюбия и даже открытость и искренность не приносят душевного спокойствия.