Характеристика главных героев романа «Мцыри»

Характеристика главных героев романа "Мцыри" Характеристика

Все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова буквально пропитано духам романтизма — французского литературного течения стыка 18-19 веков. Его основная идея состоит в изображении главного персонажа произведения героем, вокруг которого сосредоточена вся сюжетная линия. На пути героя встает множество трудностей, весь мир борется против него, а он доблестно противостоит ему, отыскивая своя «я» в тайне мироздания, знакомясь с другими героями и преодолевая трудности, которыми награждает его судьба. Такие образы прослеживаются в произведениях других знаменитых авторов и поэтов того времени, но именно Михаил Юрьевич Лермонтов смог создать пласт великолепной литературы, завораживающей читателя как сюжетной линией, так и постановкой литературной речи. «Мцыри» является классическим примером романтизма в эпохе тех веков. Сверхпопулярное произведение стало одним из ключевых в карьере русского писателя.

Также следует отметить страсть Лермонтова к Кавказу. Изучив его биографию, мы узнаем, что Михаил Юрьевич много воевал на Кавказе. Именно горы Кавказского хребта, его луга и вольный ветер стали главными источниками вдохновения для писателя и поэта на долгую череду его произведений, которые сегодня восхваляет весь мир.

Именно две символические тенденции Лермонтова, ставшие его «визитной карточкой», послужили основой для написания романа «Мцыри».

История произведения.

«Мцыри» были написаны Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Существует теория, что поэт положил в основу сюжета историю, услышанную им от горного монаха. Он сам, являясь ветераном Кавказской войны 19 столетия, был участником большинства описываемых в поэме событий. Именно впечатления Лермонтова, полученные им в ходе ведения боевых действий, стали основополагающим фактором в отражении переживаний главных героев, в повествовании об их быте. В поэме присутствует много элементов фольклора того времени и места; о чем говорит хотя бы символическая схватка с барсом, духовным прообразом которой стало местное народное предание о мальчике и тигре.

История повествует нам о периоде захвата земель Северного Кавказа армией Российской Империи. Целью генерала А. Ермолова, поставленной им императором, стало не только обращение земель в подданство, но и ассимиляция населения, внедрение на горные земли цивилизации и православия. В таком контексте очень просто представить себе образ грузинского мальчика, оставшегося сиротой и попавшего на воспитание в православный монастырь.

Сюжет произведения.

В начале поэмы Лермонтов вводит читателя в курс дела: русский генерал везет пленного грузинского ребенка на повозке. Мальчик был в очень плачевном состоянии, по всей видимости он болел. К его судьбе оказался неравнодушен монах, приютивший парня и спасший ему тем самым жизнь.

Большая часть поэмы приходится на размышления главного героя о его жизни в стенах монастыря. Сам Мцыри признается, что для него монастырь подобен тюрьме: в нем он не может найти покоя, не может отыскать душевного равновесия. Проведенные 3 дня вне стен святилища дают ему впечатлений на целую жизнь вперед.

Он вспоминает годы своего детства, пытаясь найти свое «я» из истории прошлого, из его связи со своими погибшими родственниками. На воле он встречает грузинскую девушку, испытав совершенно новые для него эмоции. Схватка с барсом — воплощение мужской силы и агрессии, затаившейся в нем. Юноша одолевает соперника во многом благодаря инстинктивных порывов.

К концу третьего дня скитания, вымученный молодой человек в полой мере осознает: ему не вырваться из этого круга. Дорога беглеца привела его обратно в ненавистный монастырь. Просьба похоронить его в саду акаций — лермонтовский символизм, означающий вечное стремление к красоте и свободе.

Характеристика персонажей.

Поэма довольно скудна персонажами, ведь по большей части все действия происходят в голове главного героя. Тем не менее, каждому из персонажей можно дать определенную характеристику по итогу прочитанного.

1. Мцыри. Мальчик из грузинского села, чье имя осталось забытым в его прошлой жизни. Спасенный монахом, он обретает свой новый дом в келье. Но Мцыри не может совладать с собой и смириться с новой жизнью — свобода, переполняющая его кровь, стремится вырваться наружу.

2. Монах. Безмолвный персонаж, смилостивившийся над больным грузинским мальчиком. Становится свидетелем последних минут жизни Мцыри.

3. Грузинка. Девушка, ставшая источником притяжения сокровенных чувств Мцыри, от которой главный персонаж отказался ради ощущения свободы.

4. Барс. Дикий зверь, испытавший силы и мужские начала у Мцыри. Был повержен главным героем.

Оцените статью
Добавить комментарий