В 1886 году свет в лице «Петербургской газеты» увидел новое сочинение Антона Павловича Чехова под названием «Тоска». Литературные критики того времени очень высоко оценили данное произведение, назвав «Тоску» одним из лучших рассказов в карьере Антона Павловича. Ведь в простом и коротеньком рассказе автор сумел раскрыть глубочайшую человеческую драму. «Тоска» по праву входит в Золотой фонд Русской классической литературы.
Сюжетная линия произведения.
Основная тема, затрагиваемая автором в рассказе,- тема одиночества. Чехов буквально пронизывает душу читателя образом маленького и беспомощного человека с большим горем, которого не могу и не хотят замечать окружающие. Идеи сочинения как нельзя актуальны и в современном мире. Ведь даже сегодня у человека ценности добра и сострадания находятся далеко не в приоритете в сравнении с пошлостью и меркантилизмом.
У главного персонажа «Тоски» большое горе — он потерял сына. Мальчик тяжело болел распространенной в то время горячкой и умер на больничной койке. Извозчик Иона — отец умершего мальчика — испытывает на душе настоящее опустошение. Его горю нет предела. Хоть какое-то облегчение ищет он, пытаясь выговориться окружающим, поделиться горем с незнакомыми ему людьми. Но от него отворачиваются, не считая нужным утруждать себя выслушиванием проблем маленького человека.
Первым пассажиром, с которым Иона хочет поделиться своим горем, становится военный. Но тот не желает слушать старика, всем своим видом показывая собственную усталость в дороге. Он игнорирует попытки Ионы начать разговор грубыми приказами, связанными с извозом.
Севшие на Выборгской к Ионе Потапову молодые люди с самого начала показывают читателю свою жизненную позицию , вызывают у него отторжение. Читатель мысленно просит Иону не открывать им своего горя. Брань и маты, следующие за перепалкой в санях, только показывают злость и агрессию молодых людей. Но Потапов не может удержаться — слишком сильно давит на бедного извозчика свалившееся на него несчастье. Трое пассажиров молча выслушивают историю, но по всему их поведению совершенно понятно, насколько сильно их равнодушие к повествованию старика-извозчика. В ответ на излияние души Потапов получает лишь подзатыльник и символическое: «Все помрем!» На уме у молодых пассажиров только гулянки и попойки; в суматохе праздной жизни у них нет ни времени, ни желания предаваться чужим проблемам.
Даже дворник — по сути такой же маленький человек в чеховском мире, как и извозчик, — просто пропускает слова Потапова мимо ушей, не желая отвлекаться от работы. Старик не может найти ни одного собеседника, ведь плевать абсолютно всем вокруг.
Последняя надежда Ионы — коллега по нелегкой извозчицкой работе — просто отворачивается и засыпает, услышав о смерти сына своего «товарища». Ведь ему надо выспаться перед завтрашним днем, наполненным тяжелым рабочим бытом.
В итоге, за весь день абсолютно никто не пожелал хотя бы выслушать старика, просто сделать вид заинтересованности. Люди в мрачном и бездушном городе настолько забыли о том, что такое «сочувствие», что даже не пытаются скрывать своего равнодушия, а иногда и пренебрежения к чужому горю. Ведь для них попытаться хотя бы на словах поддержать Иону Потапова — это тратить свое время и свои силенки, это отвлекаться от привычных дел повседневности. И даже смерть близкого человека, пусть и совсем чужого, не может даже на капельку тронуть их мерзлые сердца.
В конце тяжелого дня извозчик заходит в конюшню. И, неожиданно для самого себя, находит в своей кобыле благодарного слушателя. Сначала отрывками, а чуть позже рекой льется рассказ Ионы Потапова о наболевшем. Грустно читателю наблюдать картину того, что только лошадь может вникнуть человеческому горю…
Характеристика персонажей.
1. Иона Потапов. Простой извозчик, жизнь которого в один момент омрачилась смертью единственного сына. Во время всего повествования пытается найти неравнодушного к его несчастью человека, но в конце концов вынужден общаться с лошадью в стойле. У Чехова — символ маленького и никому не нужного человечка.
2. Военный. Первый курьер Ионы, игнорировавший все попытки извозчика начать разговор.
3. Трое молодых людей. Наглые и хамоватые, они даже не скрывают своего пренебрежения к извозчику и полного равнодушия его жизненными делами.
4. Дворник. Повторяющийся чеховский образ маленького человека, в котором извозчик тщетно пробует найти сострадания. Дворник слишком устал тяготящей жизнью, чтобы тратить свои силы на простое человеческое сострадание.