Написанное в 1924 году стихотворение «Письмо матери» является представителем поздней поэзии Сергея Есенина и одним из самых знаменитых его произведений. Оно написано в жанре послания, о чем говорит нам в первую очередь название. И адресовано оно, очевидно, матери. И именно ей уделено в произведении немало места. Интересна и предыстория стихотворения. Спустя долгие годы разлуки с мамой Есенин решает поехать к ней и уговаривает двух своих друзей отправится вместе с ним. Троица собралась, но перед поездом решила заглянуть в местный буфет, из-за чего опоздала на поезд. С матерью Есенин в тот день так и не увиделся. Но написал ей «Письмо…».
Вместе с тем другой немаловажной темой стихотворения является разочарование в жизни. В поздний есенинский период именно оно крайне часто фигурирует в творчестве поэта. И оно же, вероятно, привело его к совершению самоубийства. Однако обратимся к образу лирического героя, который предстает перед нами в произведении.
Образ лирического героя стихотворения «Письмо матери»
Начинается стихотворение с обращения к матери: «Ты жива еще, моя старушка?». И уже в этой строке мы чувствуем нежное и любовное отношение лирическое героя к своему родителю. Он трепетно относится к ней, хотя судя по всему не видел ее очень давно. Следующие строки той же, первой строфы раскрывают любовь героя, но уже к своей малой родине. «Пусть струится над твоей избушкой / Тот вечерний несказанный свет». Один эпитет «несказанный» уже о многом говорит нам: о трепете при воспоминаниях о доме, о тонкой нежности.
В целом дом для героя является неким местом утешения, где его всегда поймут, простят и примут независимо от каких-либо обстоятельств. Там он обнаруживает любовь, заботу и поддержку. «И мечтаю только лишь о том, / Чтоб скорее от тоски мятежной / Воротиться в низенький наш дом», — в этих строках боль и бесконечные метания, от которых избавить может только родное место и родная душа. А таковой для лирического героя является мать.
Причем из произведения мы можем узнать о ее характере довольно. Вторая и третья строфы посвящены этому. И в результате нашим взорам предстает невыносимо скучающая по сыну женщина, которая почти ежедневно ходит на дорогу. Она ждет его приезда и тоскует: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, / Загрустила шибко обо мне». Вместе с тем она обеспокоена его жизнью, его поведением. Она боится, что кто-нибудь «…в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож». В свою очередь лирический герой по-своему проявляет любовь к ней: «Не такой уж горький я пропойца, / Чтоб, тебя не видя, умереть». Возможно, это даже дает ему некоторый стимул, чтобы жить дальше. Потому что где-то у низенького дома его ждет почти единственная любимая женщина — мама. «Ты одна мне помощь и отрада».
Сам герой называет себя «нежным», несмотря на ту жизнь, которую он проживает. То есть он в глубине души не утратил тех светлых и прекрасных чувств. Но все же он — заблудшая душа, странник, который однажды ушел из дома и теперь уже не может обрести его вновь. «Слишком раннюю утрату и усталость / Испытать мне в жизни привелось». Его история напоминает сюжет из Библии о заблудшем сыне. И очевидно, что и в данном случае мать примет его, но вот получится ли у него вернуться к истокам — неизвестно…
Алкоголь, женщины и друзья — это все проходящее для лирическое героя. И одно из немногого, что сильно в его сердце — это образ матери и образ малой родины. Если обращаться к фактам, то в случае с Есениным — это село Константиново. Для него это своего рода рай. Здесь он может быть настоящим, живым, может раскрыть свою судьбу. И в подтверждение этого Есенин использует эпитет «по-весеннему белый», рефреном звучит «несказанный свет»: сначала про дом, а затем про свою мать. И в определенном смысле это наделяет маму свойствами ангела: излечивать душу лирического героя, успокаивать душевные терзания.
Проникнувшись сочувствием к чувствам матери и поведав ей свои чувства и горести, а также попытавшись оправдаться, герой просит мать не тосковать так сильно. На протяжении всего стихотворения чувствуется осознание вины героем, и этими последними строками он как бы просит прощение и утешает ее.