Произведение «Утёс» М.Ю. Лермонтова представляет два противоположных по своим качествам образа, на примере которых можно производить сравнительный анализ определенных критериев. Молодость и старость, беззаботность и обреченность, печаль и радость – именно такими качествами оделяет автор главных действующих лиц стихотворения, тучку и одинокий утёс.
Литературное направление
Стихотворение «Утёс» написано Лермонтовым в 1841 году, выдержано в стиле произведений немецких романтиков. Определенное воздействие на выбор литературного направления автора оказал Генрих Гейне, которого Лермонтов любил и хорошо знал. Произведения великого классика Михаил Юрьевич переводил на русский язык.
«Утёс» написан в романтическом стиле, потому прочтение стихотворения легко и оставляет приятное немного грустное послевкусие. Лирическая направленность ощущается в прикосновении автором к сокровенным, вечным темам, которые тщательно прописаны и представлены читателю.
Жанр и проблематика
Философская направленность стихотворения «Утёс» органично сочетается с пейзажной лирикой. Такая особенность произведения делает его особенно привлекательным, легким при прочтении.
Главные действующие лица
Утес и тучка являются основными действующими героями стихотворения. Переменчивость и легкость тучки противопоставляются приземленности, огромности утеса, который намертво стоит на земле и не может сдвинуться с места.
Следующие качества присущи каждому герою стихотворения:
- древность и мудрость утеса в то же время позволяют ему испытывать обычные человеческие чувства: утес плачет при расставании с тучкой;
- способность утеса к проявлению чувств и переживаний, возникновение привязанности с его стороны к легкой тучке указывают на лирическую направленность произведения;
- тучка легка и подвижна;
- переночевав на груди великана-утёса, тучка покидает его с легкостью, свойственной детям, которые вырастают и покидают родное гнездо.
Основной идеей стихотворения «Утёс» является философская мысль о быстротечности всего, что происходит в жизни каждого человека. Будь то привязанности и родственные узы, дружба и даже любовь, – всё в нашей жизни преходяще. И лишь утратив связи, человек остается наедине с собой, и нужно быть готовым к такому исходу жизни.
Пафос и посыл произведения
Идея о глобальном одиночестве каждого из нас в стихотворении обыграна нежность образа тучки и мощности старого утеса. Всё кажется не так безысходно, автор сумел передать возможность пережить неизбежность расставания столь разных утеса и тучки с грустью, но без надрыва.
То же касается и человека: даже лишившись привязанностей, можно продолжить жить, философствуя и рассуждая. Понимание данной идеи существенно может облегчить переживания при расставании и разлуке думающего читателя, не сосредотачиваясь на личных переживаниях.
Особенности построения стихотворения
Интонация нежности пронизывает все описание и действие в стихотворении. Лермонтов со свойственной ему душевностью преподносит историю коротких отношений тучки и утеса с такими ласковыми словами, как «тучка», «тихонько». Так чтение произведения становится более плавным и задушевным.
Автор мастерски применяет следующие обороты речи и особенности русского языка:
- яркие и объемные эпитеты – «весело играя», «влажный след»;
- обеспечивающие интенсивность переживания и восприятия описанию и действию метафоры – «остался след в морщинке старого утеса», «на груди утеса-великана»;
- олицетворения, которые добавляют жизни в действия главных героев – «одиноко он стоит», «ночевала тучка».
Автор размышляет в стихотворении «Утес» о значении одиночества в жизни каждого человека. Произведение становится итогом его мыслей и собственных переживаний, апофеозом философской направленности произведения. Внутренняя пустота, которую ощущает утес при расставании с легкой тучкой, безусловно оставит след в душе внимательного и чуткого читателя.
Актуальность и современность
Несмотря на внушительный «возраст» стихотворения, оно остается актуальным и сегодня. Даже с течением времени тема одиночества, внутренней опустошенности и умения выражать свои естественные чувства волнует каждого из нас.
Внешняя могучесть и самодостаточность зачастую скрывает нежное, способное любить трепетное сердце. Однако временность привязанностей способна оставить глубокий и болезненный след в душе.
Я если трахну вас вы дадите мне 100 долларов?