Плюшкин – это уже немолодой помещик, который не так давно овдовел. Перед нами пример человека, который патологически скуп и чрезмерно бережлив. При этом герой сказочно богат.
Он, как Кощей, чахнет над своим златом, пытаясь преумножить капитал любыми средствами. Поэтому со временем помещик попросту теряет человеческое лицо, свои хорошие качества характера. Чего не скажешь, допустим, о Манилове, который сохранил в себе довольно много положительных черт характера.
На примере Плюшкина прекрасно видно, до какой степени может пасть человек, и превратиться в раба денег из сильной и яркой личности. Но и тут не все так однозначно.
Если вы хотите узнать больше об образе, судьбе, внешности, жизни и поступках Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», тогда вы пришли по адресу. А еще у нас есть краткое содержание произведения, если вы хотите вспомнить сюжет произведения.
Так что усаживайтесь поудобнее, тяпните что-то покушать, а мы начинаем!
Цитатная характеристика
Цитаты Плюшкина, и немного самого Гоголя, помогут нам лучше раскрыть образ пожилого помещика, показать все стороны его характера. Так что, уж не обессудьте, в этой статье будем активно использовать печатный первоисточник.
Портрет
Портретную характеристику нашего героя мы начнем с происхождения и социального положения. Перед нами потомственный дворянин и помещик, во владениях которого проживает более тысячи крепостных крестьян.
У этого помещика была тысяча с лишком душ…
Плюшкин крайне состоятельный помещик, который может получать со своих владений довольно большой доход. Однако все результаты труда крестьян попросту лежат на складах и портятся. Тут можно привести аналогии с известным старичком Гобсеком, который в свое время жил на территории Франции. Думаю, модели поведения у этих героев крайне похожи.
…попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба, зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной…
Поместье Плюшкина, в котором он круглогодично живет, находится в близости от Собакевича, личность которого мы уже подробно разбирали в этой статье.
…позвольте спросить: как далеко живет он от вас?
— В пяти верстах…
Имение Плюшкина с виду кажется бедным, запущенным, неухоженным и обветшалым. Но позже замечаешь, что раньше тут было огромное хозяйство, и в этих стенах кипела жизнь.
«Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно».
Единственное украшение недалеко от имения Плюшкина – это сад, который сейчас также заброшен. Раньше же он 100% радовал глаз его жены и местных жителей.
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении
Более того, даже дом, в котором живет сам Плюшкин, выглядит очень неопрятно, обветшало и заброшенно. В комнатах довольно холодно, неуютно, и явственно создается впечатление совершенно нежилого состояния.
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно…».
Как только невольный гость зашел бы в дом Плюшкина, ему бы бросился в глаза страшный беспорядок, который там царил. Это даже больше напоминало свалку уже потрепанных жизнью, поломанных , обветшалых и негодных предметов быта.
Он вступил в тёмные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери…«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах»
Завершим составление определенного портрета семейным положением Плюшкина. На момент начала поэмы он уже вдовец. До смерти любимой жены герой жил счастливо, в браке у четы Плюшкиных родилось трое детей – две дочери и сын.
…приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость
Внешность героя
Плюшкину уже перевалило за 60 лет, то есть перед нами глубокий старик. Не забывайте, что речь идет не о современной жизни.
— Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу! — сказал Плюшкин…
Внешний вид у нашего героя крайне странный. Невольному наблюдателю не сразу станет понятно, кто перед ним – мужчина или женщина. Причина этому проста – странные одежды, которые носит Плюшкин.
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот…»
Единственное, по чему определить пол героя легко – это не выбритый подбородок.
«Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко…»
Фигура у героя худощавая, и высушенная годами. Скорее всего, мышечного корсета в теле практически не осталось из-за возрастных изменений.
…как у многих худощавых стариков…
В лице Плюшкина нет никаких отличительных черт, если не считать довольно длинный подбородок острой формы.
Лицо его не представляло ничего особенного… один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать…
Также можно выделить довольно маленькие глаза у Плюшкина, и густые брови, под которыми их практически не видно.
«…маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…».
При этом важно заметить, что до смерти своей супруги герой был опрятным и чистоплотным человеком, который со всем тщанием следил за своим внешним видом.
«Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряжённого, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Однако потеряв любимую жену, Плюшкин очень быстро превратился в дряхлого старика. Он быстро поседел, выпали зубы.
Сам хозяин являлся к столу в сертуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты
Единственная слабость, которая осталась у героя, это табак. Однако он его не курил, как принято сейчас, а просто нюхал.
…у него из носа выглянул весьма некартинно табак, на образец густого кофея…
Можно сказать, что внешний вид Плюшкина первее всего вызывает жалость. Казалось бы, Настасья Коробочка, личность которой мы разбирали подробнее в этой статье, тоже уже довольно немолодая. Однако она не запустила себя, будучи вдовой, и крепко держала свое хозяйство вместе с крепостными крестьянами.
Засим это странное явление, этот съёжившийся старичишка…
Черты характера и поступки Плюшкина
Ключевая черта характера Плюшкина – это крайне гипертрофированная жадность. При всей своей состоятельности и богатству, он живет, будто нищий с большой дороги.
Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он…
В такой жадности и скупердяйстве, если можно так выразиться, самое ужасное не то, что старик сам прожигает свою жизнь, находясь за чертой бедности. Вовсе нет, это его выбор. Однако он помещик, и от него зависит более тысячи человек. Однако из-за жадности и крепостные еле-еле сводят концы с концами, и часто даже умирают от банального голода.
…заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, люди умирали, как мухи…
…скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?
Простые крестьяне, разумеется, крайне негативно относятся к своему господину, и даже придумали ему прозвище Заплатанный. Он прижилось, так как наш Плюшкин почти постоянно ходит в потрепанной и совершенно изношенной одежде, на которой масса заплаток.
— А! заплатанной, заплатанной! — вскрикнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим
Очередная черта характера Плюшкина – это болезненное и патологическое накопительство. Наш герой не может себе отказать в удовольствии собирать отовсюду и складировать разные вещи, продукты и товары. Однако они со временем портятся, так и оставайся неиспользованными.
«…На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало».
Плюшкин действительно не может перестать тащить к себе все, что плохо лежит. Например, он может легко поднять с пола кусочек бумажки или сургучик на улице, и принести к себе в надежде когда-то его использовать.
«…В комнате своей он подымал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко».
Примечательно, что до смерти своей жены Плюшкин также был довольно бережливым и рачительных помещиком. Однако он был интересным и гостеприимным человеком, который не впадал в крайности. Возможно, как раз потому, что у него был противовес в лице жены.
«…А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!.. сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни…»
В образе Плюшкина явственно чувствуется его сдержанность и нежелание открывать людям свою душу. Можно сказать, что герой разучился или никогда не мог по-настоящему выражать свои эмоции.
Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его…
При этом когда-то Плюшкин был прекрасным собеседником, который мог поддержать, казалось бы, любую тему. Ходила молва, что герой был крайне умен.
…в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать…
Как можно догадаться, все положительные черты характера героя постепенно сходят на нет после смерти жены.
Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее
Помимо обветшания поместья и деревни, своего платья, Плюшкин со временем полностью испортил свои отношения с детьми. Он не мог понять их желаний и потребностей, потому что видел мир только под призмой собственной жизни и определенной доли эгоизма.
На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и обвенчалась с ним где-то наскоро, в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картёжники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился
Со временем он смог в своей душе простить дочь Александру. Однако никак не пожелал помочь ей и двум маленьким внучкам.
Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить… Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал
Можно сказать наверняка, что смерть Плюшкина обрадует детей. Это звучит ужасно, но именно так были выстроены отношения между родителем и ребенком.
…до тех пор, покамест отец Карп и отец Поликарп, два священника его деревни, не погребут его самого, к неописанной радости зятя и дочери, а может быть, и капитана, приписавшегося ему в родню
Оставшись в своем поместье совершенно одиноким, Плюшкин постепенно скатывается в гипертрофированную скупость, тревожность и большую подозрительность.
Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине…
При этом скупость не приносит герою никакой пользы. Его хозяйство, которое когда-то процветало, сейчас полностью убыточно. Однако наш Плюшкин, сознательно или нет, полностью игнорирует этот факт.
А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему… всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве
Со временем Плюшкин и сам стал забывать, что у него есть и чем он по факту владеет. То ли это старческая забывчивость, то ли ответная реакция организма на чрезмерную скупость.
Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкапу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало перышко или сургучик
Как мы уже говорили, наш помещик крайне богат, несмотря на убытки и массу испорченных продуктов/товаров. Однако он не любит распространяться о своем имуществе, наоборот, даже прибедняется, жалуясь на крайнюю нужду и бедность.
Народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня есть и самому нечего… А уж я бы за них что ни дай, взял бы
По-настоящему взбодрить героя смогло только появление Павла Чичикова, который хотел купить у нашего помещика «мертвые души». Выгодная сделка действительно на время вдохнула жизнь в это сухое старческое тело, но совершенно ненадолго.
— Ах, батюшка! ах, благодетель ты мой! — вскрикнул Плюшкин… — Вот утешили старика! Ах, господи ты мой! ах, святители вы мои!.. — Далее Плюшкин и говорить не мог. Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и пропала, будто её вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение
Очередное доказательство скупости и несносного характера Плюшкина – это желание напоить Чичикова ликером, в котором уже неизвестно сколько времени плавал мусор и даже мухи.
«…Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул и теперь вот чистенькой я вам налью рюмочку».
Последний гвоздь в крышку гроба, если можно так выразиться, это питание Плюшкина. Герой экономит катастрофически и на себе, поэтому совершенно не пьет чай, и предпочитает питаться на кухне у своих же крестьян.
Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная
…после того заглянул в кухню, где под видом того, чтобы попробовать, хорошо ли едят люди, наелся препорядочно щей с кашею и, выбранивши всех до последнего за воровство и дурное поведение, возвратился в свою комнату
Вывод
Вот такой у нас получился обзор помещика Плюшкина. Когда я писал этот обзор, меня не покидало ощущение дежавю, а перед глазами был Гобсек. Действительно, между персонажами есть много общего. Однако западный аналог, на мой взгляд, все же более цивилизованный что ли.
Перед нами же старик, который утратил совершенно интерес к жизни после смерти своей жены. Для него единственным ориентиром осталась жажда накопительства и преумножения капитала.
Поэтому он совершенно рассорился со своими детьми, держит себя, крепостных крестьян и поместье в тотальной нищете. Если бы Плюшкин отвечал только за себя, ничего катастрофического в этом бы не было, ведь каждый живет так, как того хочет.
Однако от руководства, указов, материального состояния и личности помещика зависит жизнь крепостных крестьян, которых у того около 1000 человек! И эти люди, не получая самого необходимого, живя в обветшалых срубах, часто даже с голоду умирают, при том что склады ломятся от хлеба и прочих продуктов, которые там же и портятся.
Примерно такой смысл в произведении закладывал Гоголь. Однако, как вы понимаете, такой автор не мог сконцентрироваться только на одной проблематике. Поэтому в отдельной статье мы разобрали больше «двойного дна».
А что вы думаете о Плюшкине? Насколько нормально быть таким в те времена и сегодня? Обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.
Ну а у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!