«Кто все эти страшилища с зубодробительными именами»? Так воспринимает неподготовленный читатель сюжеты американского «короля ужасов» — Говарда Лавкрафта, открывшего читающей публике жуткий и одновременно притягательный мир Ктулху. Древние царства, историю которых не прочтешь ни в одном учебнике, почти неотличимые друг от друга боги, демоны и мелкие божки, напоминающие горячечные видения из ночного кошмара.
Последние потомки древних рас, выжидающие, когда придет их время властвовать над миром, сонные провинциальные городки, жители которых оказываются на «ты» с потусторонним миром и в родстве с всевозможной нечистью, родовая память, простирающаяся чуть не до эпохи динозавров, целая армия безумных ученых, колдунов, оккультистов и просто монстров — вот что такое Лавкрафт. От гигантского количества имен и названий, загадочных терминов, отсылок к неизвестным, но, несомненно, важным для понимания сюжетов событиям голова идет кругом. Как разобраться в этом калейдоскопе, не утратив последние остатки разума?
Знатоки обширного творчества Лавкрафта делят все его произведения на три условные части.
Первая часть — это «мифы Ктулху», позволяющая понять, кто такие загадочные Древние, откуда они взялись, что им нужно на Земле и где с ними встретиться. Если вас интересуют темы древних культов с жуткими ритуалами и загадочных инопланетян, читайте следующие рассказы и повести:
- «Хребты Безумия» (о жутких тварях, которых невзначай обнаружила одна малоизвестная экспедиция в Антарктиду),
- «Дагон» (о шокирующем открытии, которое совершил один отчаянный моряк, бежавший из плена во время Первой мировой войны),
- «Затаившийся страх» (об измельчавших потомках кровожадных монстров),
- «Шепчущий во тьме» (об ученом, взявшемся разгадать загадку индейских легенд и докопавшемся до настоящей жути),
- и другие заслуживающие внимания истории.
Начинать же чтение лучше всего с введения в эту мрачную тему — «Сны Ктулху».
Следующий цикл произведений Лавкрафта можно озаглавить просто — «Ужасы». Он рассказывает о кромешном мраке, таящемся в душе цивилизованного и благовоспитанного человека начала двадцатого столетия. Копни немного поглубже — и перед тобой кровожадный поклонник темных сил, безумец или просто невежественный дикарь.
К этому циклу относятся:
- повесть «Герберт Уэст, реаниматор» (об одаренном и самонадеянном молодом враче, который взялся воскрешать мертвых),
- «Ужас Данвича» (история о чудовищном ребенке, который едва не выпустил в мир древнее Зло),
- «Крысы в стенах» (о жутких ритуалах, которые справляют жители затерянного в глуши американского городка),
- «Тень над Инсмутом» (о рыбачьем поселке, жители которого породнились с вышедшими из моря древними богами),
и другие повести и рассказы, читать которые можно в произвольном порядке — у большинства из них имеется вполне самостоятельный сюжет.
Третий цикл принято называть «Сны», это мистические истории о загадочных древних цивилизациях, рассказанные с позиции любознательного путешественника или дотошного летописца, или о событиях в неведомых землях, которые можно отнести и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. Многие из этих историй имитируют цветистый стиль восточных легенд или написанные на папирусе и глиняных табличках древние сказания, которые только начали расшифровывать современники Лавкрафта. В этот цикл принято включать:
- повесть «В поисках неведомого Кадата» (рассказ о человеке, который каждую ночь переносится в сюрреалистическую Страну Снов),
- «История Некрономикона» (лаконичный рассказ-стилизация о вымышленной древней книге, раскрывающей оккультные тайны),
- «Гипнос» (повествование о человеке, который во сне путешествует в иные Вселенные),
- «Селефаис» (история еще одного сновидца, который становится верховным божеством созданного его воображением мира),
и другие истории, как связанные с миром Ктулху, так и совсем не имеющие к нему отношения.
Как правило, рассказы и повести Лавкрафта издаются не в случайном порядке, а в составе сборников, объединенных одной темой или ключевыми героями.
Так что разобраться в этих красочных мирах не так уж сложно, главное — обнаружить путеводную нить.
Очень однообразный автор. Прочтешь один рассказ, считай, прочитал все.