«Хроники Нарнии» — сказочный цикл английского писателя, философа и богослова Клайва Льюиса, рассказывающий о приключениях самых обычных ребят в Волшебной стране и популярный даже в нехристианских странах, а также среди читателей, далеких от религии. Одна из частей всемирно популярного «сериала» вышла даже в атеистическом Советском Союзе! А в «нулевые» вышло несколько фильмов-экранизаций «Хроник», более захватывающих и зрелищных, чем утраченный к настоящему времени сериал ВВС, снятый еще в 1970-е. Так в каком порядке стоит смотреть новейшую экранизацию «Хроник»?
Если следовать не столько формальной хронологии повествования, сколько логике его внутреннего развития и порядку выхода в печать самих «Хроник», то стоит начать с самого первого из фильмов — «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (в классическом русском переводе — «Лев, Колдунья и платяной шкаф»). Именно этот фильм считается любителями Клайва Льюиса наиболее удачным и практически стопроцентно соответствующим духу первоисточника.
В нем рассказывается о семействе Пэвэнси, эвакуированном в английскую провинцию во время Второй мировой войны и о том, как младшая из Пэвэнси — впечатлительная и отважная Люси — заглянула во время игры в старый гардероб и обнаружила, что оттуда открывается путь в волшебную страну Нарнию, населенную говорящими животными, а также фавнами, нимфами, добрыми и злыми гномами и другими персонажами сказок и мифов. А еще в этой стране царит насланная злой колдуньей вечная зима, победить которую могут только дети Пэвэнси с помощью коренных обитателей Нарнии и ее создателя — величественного и мудрого льва Аслана. Внимательный читатель даже без подсказок комментаторов поймет, что Аслан — это нарнийское воплощение Иисуса Христа, а сам рассказ полон библейских аналогий не в ущерб занимательности повествования.
Следующим стоит смотреть снятый несколько лет спустя фильм «Принц Каспиан», где действуют те же главные герои, почти не повзрослевшие со времени возвращения из Нарнии, хотя в Волшебной стране прошло более тысячи лет. Все дело в том, что в Англии и в Нарнии время течет по-разному: за тысячелетия, в течение которых Нарния успеет достичь расцвета, разложиться как социум и погибнуть, в Англии пройдет около 50 лет. В «Принце Каспиане» действуют обитатели Нарнии, покоренные оккупантами и отчасти успевшие забыть об Аслане, четверка юных Пэвэнси и молодой Каспиан — лишенный трона потомок законной королевской династии. Пришельцам из сражающейся Великобритании вновь предстоит схватиться со злом в сказочном обличье и восстановить справедливость.
А в третьем кинофильме «Покоритель Зари» мы видим уже сына успевшего состариться Каспиана, которого зовут так же, как и его отца, юных Пэвэнси и противного мальчишка Юстэса, который постепенно исправляется и становится славным парнем. Отважная компания отправляется на поиски пропавших придворных старого короля, сгинувших в годы смут, а заодно наводит порядок в подвластных королевской династии землях, созерцает различные чудеса и находит Каспиану подругу жизни.
Все остальные части «Хроник» так и не были экранизированы. По официальной версии, это связано с небольшими кассовыми сборами. Но есть и альтернативное объяснение, согласно которому «Хроники» оказались слишком неполиткорректными и нуждаются в глубокой переработке. В частности, там действует народ восточного облика, который торгует рабами, поклоняется своему жестокому божеству по имени Таш и считает благого Аслана коварным и злобным демоном. При этом среди этих малоприятных граждан встречаются действительно благородные и доблестные люди, достойные попадания в Рай Аслана.
А еще некоторые из наших современников полагают, что в написанных после Второй мировой «Хрониках» не все в порядке с правами женщин, что объясняется как духом времени, так и консервативными взглядами самого писателя. При этом в книгах Льюиса хватает отважных и решительных героинь. Судя по отсутствию новостей и по тому, что дети-актеры давно выросли, кинопроект «Хроники Нарнии» можно смело считать замороженным.