Художника Куинджи не зря называли великим мастером света и тени. Его картина «Березовая роща» — прямое тому доказательство. Перед зрителями полотно невероятной красоты, а на самом деле это всего лишь маленький кусочек русской природы, перенесенной на холст рукою мастера-волшебника.
Некоторые современники на полном серьезе обвиняли Архипа Куинджи в колдовстве и в мошенничестве. Дескать, он, близкий друг химика Менделеева, использует для своих картин необычные, «химические» краски, которые с годами потускнеют или вовсе исчезнут с полотна. Но история доказала, что все претензии в адрес талантливого пейзажиста были обыкновенными выдумками завистников и конкурентов.
Картина «Березовая роща» была написана Архипом Ивановичем в 1879 году, к очередной выставке художников-передвижников, с которыми сотрудничал мастер. Однако он представил полотно на суд зрителей несколько позже. На это имелись свои причины, конфликт с профессором Клодтом послужил формальным поводом для выхода Куинджи из Товарищества передвижников.
Сам художник прекрасно осознавал, что его интересует иной жанр – пейзажи, а не социальные темы, и именно в этом направлении он добьется большего успеха. Куинджи не ошибся – уход от передвижников пошел ему на пользу. Однако вернемся к «Березовой роще». Это полотно вызвало массу сплетен, слухов и прямых обвинений Куинджи в бездарности. Было немало критиков, упрекавших пейзажиста в отсутствии вкуса, они считали, что на холсте слишком много зеленого цвета.
Однако у настоящих ценителей искусства сложилось совершенно иное мнение об этой работе. Многие из них были совершенно потрясены картиной природы, которую изобразил пейзажист. Действительно, это полотно было выполнено почти исключительно в зеленом цвете, но сколько оттенков использовал художник! Он сумел сделать их контрастными, а сама картина вызывала у внимательного зрителя удивительные чувства.
В ней как будто зримо присутствовала радость бытия, светлая безмятежность, авторское восхищение теплым летним днем. Сам художник тоже очень любил это полотно, считал его одной из лучших своих работ. На протяжении всей жизни он испытывал гордость за эту картину, а трепетную любовь к русской березе Архип Иванович пронес через всю жизнь. Это было любимое дерево пейзажиста.
Через несколько лет он вновь вернулся к изображению берез, написал пять полотен, имеющих похожие названия. Две картины эксперты считают законченными, остальные работы – особенные, это поиски пейзажиста в стиле символизма. Куинджи не единственный художник, обративший внимание на живописную лесную опушку. Подобные пейзажи до него были созданы Левитаном, Шишкиным, Саврасовым.
Но работа Архипа Ивановича совершенно особенная. Это гениальный сплав математической точности и художественного видения. Мастер скрупулезно просчитал высоту берез, площадь поляны, заднего плана. Четкая художественная мысль автора воплотилась в уникальное полотно. Зритель с развитым воображением воспринимает картину так же, как и автор – полностью, целиком. Как говорил великий классик «все в ней гармония, все диво». Пушкин вел речь о девушке, но теми же самыми словами можно охарактеризовать и «Березовую рощу» Куинджи.
Мастер долго работал над картиной, делал много набросков, зарисовок. Усилия художника увенчались успехом – ему удалось создать настоящий шедевр. Эта картина атмосферна, в ней есть настроение, которое сразу чувствуют тонкие души. Она вызывает умиротворение, радость, восторг.
Здесь все просто, незатейливо, и в то же время сказочно. Подобный пейзаж каждый из нас видел не раз. Лесная поляна тиха и спокойна, вся залита ярким дневным солнцем, лучи которого бросают желтоватый отсвет на ровную, будто постриженную траву. На переднем плане – стволы берез, освещенные солнцем. Оно везде – заливает траву на поляне, высветляет небо. Игра света и тени оживляет пейзаж, наполняет душу зрителя счастливым волнением.
«Березовая роща» Куинджи является непревзойденным шедевром пейзажной живописи. С помощью игры света и тени художнику удалось мастерски передать красоту русской природы, всю свою любовь к ней.