Как создавался роман «Герой нашего времени»: объясняем на пальцах

Нарисованный портрет маслом Лермонтова История создания

«Герой нашего времени» — это одно из самых известных произведений Лермонтова, ставшее своеобразной Библией для последующих поколений. Однако многие упускают секрет названия романа. Отсюда и непонимание контекста. К счастью, этот вопрос мы подробно разбирали в отдельной статье.

Ну а сегодня мы подробно разберем историю создания «Героя нашего времени», постараемся копнуть глубже, чтобы найти взаимосвязь между сюжетом и реальностью.

Важно и то, что процесс написания можно условно разделить на три этапа. Поэтому структура нашей статьи будет соответствующей.

Так что усаживайте поудобнее, надевайте очки для +10 к Восприятию, а мы начинаем!

Первый этап

Начинается в 1836 году. Перед нами еще совсем юный поэт Лермонтов, который хочет показать своей гений в прозе. Поэтому классик решается на написание монументальной работы, чтобы показать типичную жизнь современника-дворянина.

Портрет Лермонтова на фоне гор
Фото: orenburgkniga.ru

К этому времени еще жив Пушкин. Именно его «Евгений Онегин» вдохновил Лермонтова на создание чего-то своего.

История создания романа началась с выбора фамилии для главного героя. Михаил Юрьевич очень хотел, чтобы она была созвучна «Онегину», поэтому назвал главного героя «Печорин».

Да-да, на первый взгляд звучит нелогично. Но мы переходим на географическую карту России, и находим две похожие между собой реки Онега и Печора.

В 1837 году на дуэли погибает кумир Лермонтова (Пушкин). Это стало огромной личной трагедией для классика. Всю свою боль он вложил в стихотворение «Смерть поэта», которое разошлось тысячными тиражами по всей России.

Именно это провокационное произведение стало причиной ссылки Лермонтова на Кавказ.

Лермонтов стоит на краю скалы на Кавказе
Фото: anapacity.com

Интересно, что автор повторил судьбу самого Пушкина, которого также отправили в изгнание десяток лет назад. Однако Лермонтов не оставил своих планов по созданию монументального произведения.

Второй этап

Путешествие на Кавказ, знакомство с местным колоритом и горцами произвели на столичного писателя сильное впечатление. У Лермонтова окончательно созрела идея сюжета будущего романа.

Его главный герой должен был стать военным-дворянином, который по долгу службы отправляется на Кавказ. Именно этим он, в первую очередь, отличается от вечно скучающего и праздного Онегина.

Лермонтов определил, что в его романе будет прообраз Татьяны Лариной (гордая русская княжна Мери), а также дикая и красивая черкешенка.

Нарисованная иллюстрация Бэлы в романе
Фото: mariinsky.ru

Автор также для себя решил, что он объединит в романе горцев с их дикими, но справедливыми порядками, контрабандистов с опасной, но увлекательной жизнью, а также офицеров и дворян Российской империи.

Писатель хотел создать в романе живые образы героев, передать их так, чтобы столетия спустя они не теряли своей актуальности.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что у него это получилось.

Третий этап

Это важнейший этап в истории создании романа «Герой нашего времени». Современные литературоведы считают, что Лермонтов не покладая рук трудился с 1838 по 1841 год.

Предметом спора до сих пор остается последовательность написания частей романа. Принято считать, что сначала Лермонтов написал «Тамань», затем был «Фаталист». Затем вышла часть про старого вояку Максим Максимыч, ну а потом мы наконец-то увидели гордую черкешенку Бэлу, характер которой мы подробно разбирали в этой статье.

Бэла со своим двором
Фото: m.kino-teatr.ru

При этом порядок публикаций не совпадает с описанной выше последовательностью.

В 1839 году вышла часть «Бэла». Небольшая повесть сразу обратила на себя внимание критика Белинского, которого мы знаем по его разбору «Евгений Онегина».

Он тогда написал, что Лермонтов создал принципиально новый жанр литературы о Кавказе.

В том же году (1839) выходит повесть «Фаталист», где мы видим серба Вулича и нашего любимого Григория Печорина.

К слову, если хотите узнать подробнее о главном герое романа, рекомендуем наш разбор.

Читатели очень тепло приняли новое произведение Лермонтова. Есть две теории касательно первоисточника.

Во-первых, Лермонтов и его друг Столыпин сами стали свидетелями пари между казаками. Один приставил пистолет к виску, но выстрела не произошло, а в тот же вечер его зарубили шашкой.

Вторая версия гласит, что невероятную историю злого рока рассказал Лермонтову дядя. Это сильно поразило автора, и он решил добавить этот эпизод к себе в роман.

Нарисованный портрет маслом Лермонтова
Фото: ustaliy.ru

В 1840 году выходит «Тамань». Многие критики считают, что это, в большей степени, автобиографичное произведение. И правда, в 1838 году Лермонтов был по долгу службы в Тамани, и его там приняли за полицейского.

В 1840 году Лермонтов решает собрать все повести воедино, и выпустить цельный роман. Для этого он добавил часть с Максимом Максимычем, чтобы сделать сюжет более законченным и цельным.

При этом образ Печорина перед нами открывается не сразу. Мы видим поступки и мысли героя в «Бэле», потом нам открывается его личный дневник, из которого мы и узнаем больше о характере.

Ну а главой «Фаталист» Лермонтов решает закончить печальную судьбу Печорина, и показать на его примере пагубность и недостатки молодого дворянства того времени.

Образ Печорина в киноадаптации
Фото: kartinkin.net

Подытожим

Сейчас уже невозможно сказать, кто был прообразами главных героев романа «Герой нашего времени» Лермонтова. С уверенностью можно судить только о самом Печорине, который был родственен Евгению Онегину.

Автор целенаправленно поднимает тему судьбы в романе, которую мы подробно разбирали тут.

Не секрет, что Лермонтов был ярым поклонником творчества Пушкина. Так что он решил позаимствовать определенные приемы, чтобы создать свое монументальное произведение. Речь не идет о копировании или списывания. Вовсе нет.

Лермонтов в военной форме
Фото: artchive.ru

История романа «Герой нашего времени» — это серьезная и продолжительная творческая работа в условиях ссылки на Кавказ, поездок по государственным делам, отбывания наказания в горной местности.

Однако мы видим, что именно Кавказ помог М.Ю. Лермонтову реализовать свой потенциал и воплотить задумку романа в жизнь. Свободолюбивые и дикие горцы вызывали у автора намного больше симпатии, чем столичное общество. Это и понятно, ведь автор видел пороки русского дворянства изнутри, и внутренне готов к тому, что его рано или поздно вышвырнут. Так и случилось.

Тут также в тему и тема любви, которую поднимает Лермонтов в своем произведении. И правда, в романе нет ни одного персонажа, который бы остался счастливым — сильные чувства каждому нанесли огромный урон.

А что вы думаете о романе «Герой нашего времени» и личности самого Печорина? Уверены, вам есть, что сказать. Ну а если вы прочитали нашу статью и хотите узнать побольше о темах, которые поднимает Лермонтов, переходите по ссылке и проникайте глубже, так сказать.

Ну а мы с вами прощаемся. Так что до скорых встреч и мирного вам неба над головой!

Оцените статью
Добавить комментарий