История создания пьесы «Гроза» Островского

История создания пьесы «Гроза» Островского История создания

Имя Александра Островского знакомо всем нам ещё со школьной скамьи. Самой известной его пьесой по праву считается «Гроза» – история о Катерине Кабановой, томящейся в провинциальном городке.

Вдохновение для написания пьесы пришло к Александру Николаевичу в 1856 году, когда он, до смерти уставший от монотонных и серых будней, отправляется в путешествие по Волге – да не просто так, а в составе целой экспедиции, организованной братом самого царя. Целью экспедиции было поближе познакомиться с бытом и нравами жителей Поволжья, изучить их, а заодно и завербовать местных в русских флот, ведь они, как-никак, в морском деле и судоходстве отлично разбираются. Цель же Островского была несколько иная: отдохнуть, набраться новых сил и духовно обновиться.
Персонажи будущего шедевра зарождаются на страницах путевого дневника драматурга, который он вёл на протяжении всей экспедиции, записывая туда свои мысли и наблюдения. Островский скрупулёзно, как художник, рисовал главных героев, придавал им живость и реалистичность, наделяя их чертами встреченных во время экспедиции простых людей: чиновников, купцов, городских обывателей-провинциалов. Так и Калинов, город, в котором разворачиваются действия пьесы, стал собирательным образом десятков городков Поволжья.

Вокруг создания «Грозы» ходило и до сих пор ходит немало слухов. Как и исследователи, так и обычные книголюбы гадают, с кого был списан образ Катерины. До начала XX века принято было считать, что в основу пьесы Островского легли реальные события, произошедшие в 1859 году в Костроме, а трагичная судьба Александры Клыковой легла в основу истории Катерины Кабановой. Судьбы этих двух девушек удивительно похожи: Александра, как и Катерина, страдала от издевательств мачехи и беспомощности слабовольного мужа, а также завела роман на стороне с почтовым служащим.

В историях двух девушек, вымышленной и самой что ни на есть настоящей, исследователи нашли множество других мелких совпадений: например, известно, что Клыкова, как и её мнимый литературный двойник, очень рано вышла замуж. Всё это наталкивает на мысль, что такое поразительное сходство не может быть случайным. Как бы заманчива ни была эта гипотеза, она вскоре была развенчана. Оказалось достаточным взглянуть на даты, и всё сразу прояснилось: Островский принёс свою пьесу на месяц раньше костромского происшествия, значит, он физически не мог «подсмотреть» сюжет.

Сегодня, когда речь заходит о прототипе Катерины, многие склоняются к Любови Косицкой, актрисе театра, а по совместительству возлюбленной драматурга, которая впоследствии блестяще сыграет Катерину в постановке «Грозы». У каждого творца всегда есть своя муза, черты которой угадываются в его произведениях. Такой музой Любовь Косицкая была для Островского: во многих его героинях проницательный исследователь может заметить след небезызвестной актрисы.

Более того, некоторые полагают, что «Гроза» была написана специально для неё. И действительно, в этом произведении личная жизнь писателя, его жизненный опыт и впечатления переплетаются с вымыслом, дополняя друг друга. Любовь Павловна, в свою очередь, с большим удовольствием исполняла роли в пьесах Островского: актриса стремилась уйти от мелодраматических ролей во что-то более глубокое и серьёзное, и он давал ей эту возможность. Несмотря на плодотворный творческий союз этих двух талантливых людей, история их отношений сложна и даже печальна: оба были скованы узами брака с другими, и оба понимали, что им не суждено быть вместе. Познакомились они в театре – где же ещё? Их связь не походила на страстный, бурно развивающийся роман с самого начала.

Напротив, чувства развивались медленно, плавно. Он давал ей роли в своих пьесах, а она обижалась, когда не получала главные – те, что так хотела. Лето 1859 год стало поворотной точкой в их отношениях: подмосковная дача, чудом вместившая в себя почти всю труппу Малого театра, надолго останется в сердцах актрисы и драматурга. А спустя несколько месяцев, с готовой рукописью в руках, по осенним московским улицам быстро шагал Александр Островский, а Любовь Косицкая уже предвкушала новую главную роль – на этот раз, в «Грозе».

Оцените статью
Добавить комментарий