До того, как Петр Ильич Чайковский создал цикл музыкальных пьес под названием «Времена года», существовал уже одноименный цикл Антонио Вивальди. Вивальди сочинил 4 струнных концерта, изображая разные временные сезоны. Чайковский же написал ровно 12 пьес, рассказывая в них о двенадцати месяцах года.
Идея создания такого цикла не принадлежала композитору. Издатель журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард предложил Петру Ильичу создать двенадцать коротких фортепианных произведений, рисующих картинки времен года, и пообещал довольно высокий гонорар. Произошло это событие в ноябре 1875 года.
Журнал «Нувеллист» существовал в России с 1842 года и знакомил любителей искусства с музыкальными новинками, выходившими из-под пера отечественных и зарубежных композиторов. П. И. Чайковский уже довольно длительное время до этого успешно сотрудничал с журналом, публикуя в нем романсы.
Письмо Бернарда не сохранилось, но зато сохранился ответ Чайковского на его предложение. Из ответа становится понятно, что композитору понравилась идея создания цикла. В своем обращении к издателю Чайковский благодарит его за заказ, за щедрую оплату и обещает как можно быстрее создать одну или даже две-три пьесы цикла.
И вот в декабре 1875 года в журнале «Нувеллист» появляется анонс, который обещает, что в наступающем году журнал будет ежемесячно знакомить читателей с новыми произведениями композитора П. И. Чайковского. Названия всех двенадцати пьес Бернард придумал сам и опубликовал их здесь же, в объявлении. Вот они.
- «Январь. У камелька»
- «Февраль. Масленица»
- «Март. Песнь жаворонка»
- «Апрель. Подснежник»
- «Май. Белые ночи»
- «Июнь. Баркарола»
- «Июль. Песня косаря»
- «Август. Жатва»
- «Сентябрь. Охота»
- «Октябрь. Осенняя песнь»
- «Ноябрь. На тройке»
- «Декабрь. Святки»
Издатель был настолько креативен, что придумал не только названия пьесам. Он еще нашел стихи русских поэтов, подходящих по теме, и поместил их перед каждым произведением как эпиграфы.
О том, как проходил процесс создания произведений почти ничего неизвестно. Чайковский находился в конце 1875 года в Москве и 13 декабря почтой отправил Бернарду две первые пьесы. Композитор сомневался в успехе, называл произведения длинными и скверными. Он даже предлагал в случае неудачи переписать произведения сообразно вкусам издателя. Но музыка понравилась и была опубликована.
Неизвестно, сообщал ли Бернард композитору о эпиграфах, но Чайковский не возражал против появления стихов и даже одобрил такое начинание. Об этом говорит то, что в прижизненных изданиях альбома «Времена года» эпиграфы наличествуют перед каждой из 12 музыкальных частей. Позднее к пьесе «Святки» автор добавил подзаголовок «Вальс», а к пьесе «Жатва» — «Скерцо».
В течение всего 1876 года каждый месяц, кроме сентября, «Нувеллист» публиковал по одной пьесе цикла с эпиграфом. В сентябре вследствие политических событий в журнале было помещено произведение другого автора. Но в этом же номере издатель пообещал своим подписчикам, что в завершение года они получат целый альбом, состоящий из двенадцати пьес П. И. Чайковского, как приятный бонус. И действительно, полный цикл произведений увидел свет в конце 1876 года и сразу завоевал большую популярность у слушателей и исполнителей.
«Времена года» — это не просто музыка, рассказывающая о природе и погоде в разные периоды. Это не музыкальный календарь, а маленькая лирическая энциклопедия русской дворянской жизни 19 века. Это музыкальный дневник композитора, повествующий о том, что ему дорого и мило, что навевает приятные воспоминания о детстве и юности. В пьесах изображены и бескрайние российские просторы, и сельская жизнь, и картинки петербургских белых ночей, и сцены из домашнего быта соотечественников Чайковского.
Альбом начинается пьесой, изображающей русские снежные просторы, а заканчивается меланхолическим описанием семейного вечера у домашнего очага. В музыке всех двенадцати шедевров слышны интонации человеческих голосов, народных песен, звон колоколов, гром народных гуляний, звуки птичьих трелей. Перед слушателем открывается полная картина основных событий жизни русского народа в течение целого календарного года.
Слушая гениальную музыку, каждый из нас погружается в ушедший век православной России.