Мавзолей Тадж-Махал – архитектурный символ Индии, который ежегодно посещают миллионы туристов. Этот ансамбль считается одной из наиболее узнаваемых мировых достопримечательностей и является охраняемым объектом материального наследия ЮНЕСКО, однако знаменитые минареты Тадж-Махала никогда не взмыли бы в небо, если бы не трагическая история великой любви и потери, произошедшая четыреста лет назад.
Всё началось в 1607 году. Принц из династии Великих Монголов Хуррам, будущий падишах Шах-Джахан, обручился со своей кузиной Арджуманад Бану, но из-за предсказаний придворных астрологов дату свадьбы переносили долгих пять лет. В 1612 году церемония наконец-то состоялась. Арджуманад Бану стала второй женой принца, но молодые люди искренне любили друг друга, поэтому их брак был счастливым.
После замужества принцесса получила королевское имя Мумтаз-Махал, стала любимой женой и ближайшим другом принца, а также подарила династии четырнадцать наследников. Всего Шах-Джахан был женат шесть раз, и хоть ни одна из жен падишаха не смогла тягаться с великолепной Мумтаз-Махал, на девятнадцатом году брака влюблённых разлучила смерть. В июне 1631 года любимая супруга падишаха ушла из жизни от родовой горячки, а безутешный вдовец решил увековечить память о любимой в роскошном мавзолее.
Строительство усыпальницы началось через год после смерти Мумтаз. Шах-Джахан решил возвести усыпальницу жены в живописном уголке у стен Агры, поэтому купил участок в три акра у местного махараджи, а также пригласил мастеров со всех концов света. Приглашение падишаха принял знаменитый архитектор Исмаил Афанди, а также перс Устад Иса, который учился у самого Синана. В Агру прибыли не только зодчие, но и опытные каменщики, резчики, скульпторы, каллиграфы, золотых дел мастера, ювелиры, а ещё строители и рабочие со всей Индии.
В 1632 году двадцать тысяч рабочих перекопали выбранный участок, уменьшили сыпучесть грунта и возвели фундамент на бутовых колодцах, которые сохраняют здания от разрушений в сейсмически активных зонах. Шах-Джахан пожелал, чтобы его супруга покоилась в белоснежном мавзолее, поэтому белый мрамор для строительства доставляли из самого Раджастхана, а для внутренней отделки использовали камни со всей Азии.
Двадцать восемь видов драгоценных камней из Аравии, Шри-Ланки, Афганистана и Тибета привозили на слонах, а мрамор на площадку доставляли быки, которые тащили глыбы по пологому земляному склону. Для этого рабочие построили специальные телеги, но совершенствовать пришлось не только транспорт, но и строительные леса. Традиционные конструкции из бамбука оказались слишком хлипкими для тяжелых мраморных глыб, поэтому строителям пришлось возвести леса из кирпича.
Главную платформу Тадж-Махала и усыпальницу Мумтаз-Махал возвели первыми. Строительство пятикупольного 74-метрового здания заняло двенадцать лет, но на этом история мавзолея не закончилась. Следующие десять лет Шах-Джахан работал над остальной частью комплекса: мечетью, минаретами, Большими воротами и парком с мраморным бассейном. Строительство ансамбля в целом продлилось 21 год, а закончилось в 1653 году. Тадж-Махал соединил в себе черты индийской, персидской и османской архитектуры, превратившись в самый известный в истории памятник любви к женщине.
Шах-Джахан пожелал, чтобы его похоронили рядом с телом любимой жены, и его желание исполнилось через тринадцать лет. В 1658 году принц Аурангзеб, третий сын падишаха и его возлюбленной Мумтаз-Махал, сверг отца и заточил его в Красном форте в Агре, откуда пленник мог любоваться Тадж-Махалом. В 1666 Шах-Джахан умер, но сын уважил волю покойного и похоронил его рядом с Мумтаз.