Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и муравей» в 1808 году. Произведение сразу получило известность, его воспринимали как исконно русское, поскольку весь его строй и лексика необычайно органично отражают нашу действительность.
Однако баснописец использовал заимствованный сюжет, прототипом для него служило произведение его французского предшественника Лафонтена. Эта басня называлась «Цикада и муравей». Лафонтен, в свою очередь, позаимствовал сюжет у греческого баснописца Эзопа.
Надо ли упрекать поздних баснописцев за плагиат темы? Отнюдь. Ведь речь идет о баснях – назидательных произведениях, в которых описываются сценки из жизни животных, птиц, насекомых. В баснях высмеиваются пороки людей, это философская, общечеловеческая тема, которая существовала, и будет существовать всегда.
Герои Лафонтена – Цикада и Муравьиха. Его Цикада вовсе не такая восторженная бездельница, как русская Стрекоза, у нее иная проблема. Цикада просто не может иначе, эта артистка и певунья настолько вживается в роль, что до окружающего мира ей нет дела. Она должна петь, и поет, а дальше – будь, что будет.
Цикада-француженка прибежала к Муравьихе, она голодна и просит соседку одолжить ей еды и питья. Но суровая труженица отказывает в просьбе Цикаде, хотя та обещает ей вернуть все затраченное «сполна». Крылову понравился данный сюжет, но он переработал его, перенес на русскую почву.
На севере, в средней полосе России нет цикад, это южное насекомое. Нам ближе Стрекоза, ее Крылов и сделал своей героиней. Его Стрекоза – сущая бездельница, она живет только для себя, проводит время в развлечениях и удовольствиях. Труд для нее – пустое слово, песни, пляски, музыка и танцы – вот то, на что она тратит лучший период своей жизни.
Второй герой басни – Муравей. Его поведение Крылов в точности копирует с настоящих насекомых. Этот персонаж – трудоголик, вся его жизнь подчинена строгой дисциплине. Сначала работа, потом все остальное. Маленький труженик старательно делает припасы на зиму, запасается топливом – ведь иначе долгую русскую зиму просто не пережить.
И тут, когда уже все готово, как снег на голову ему падает Стрекоза. Она вовсе не такая простушка, какой может показаться с первого взгляда, Стрекоза знает, к кому надо обратиться со своей проблемой, к тому, у кого точно имеются запасы. Неплохо сравнить и размеры Муравья и Стрекозы – бездельница в несколько раз больше крохотного труженика.
И вот огромная Стрекоза, удрученная «злой тоской», медленно ползет, будто подкрадывается к крохе-Муравью. Ласково и льстиво она величает его «кумом милым», просится к нему в дом до самой весны, кормиться и греться. Но малыша не так просто обмануть, он спрашивает, чем же занималась Стрекоза все долгое лето, почему не готовилась к зиме?
Легкомысленная бездельница Стрекоза в своем репертуаре – она простодушно выкладывает соседу, как хорошо ей было веселиться в теплые летние деньки. Крохотный труженик отказывает Стрекозе в приюте, он не собирается делиться с ней своими припасами. И этот малыш совершенно прав – огромная бездельница, не привыкшая ценить чужой труд, вмиг расправится со всем его добром.
Чтобы было бы, если бы Муравей пожалел Стрекозу? Стоит ли его упрекать в жадности? Нет, он просто практичен и рационален, он прекрасно понимает, что жалость к соседке обречет и его самого на голодную смерть – ведь под снегом ему уже не добыть корма.
Басне уже более 200 лет, ее по-прежнему изучают в младших классах. При анализе произведения ученики нередко жалеют Стрекозу, сочувствуют ей. Но этого делать не стоит, особенно, если участь всю историю сюжета, от Эзопа-Лафонтена-Крылова до наших дней. Много времени в нашей жизни мы уделяем труду и это правильно.
Если проводить жизнь в бесконечных развлечениях, неизбежно наступит пресыщенность а, возможно, и полное банкротство, как у Стрекозы. История показала — всегда найдется бездельник, рассчитывающий на чужие ресурсы. Надо уметь не только зарабатывать, но и правильно пользоваться плодами своих рук, снабжать легкомысленных бездельников безнравственно, а иногда даже и преступно.