Валентин Александрович Серов — живописец, мастер портретного жанра конца XIX-начала XX веков.
Весной 1887 года художник посетил Италию и вдохновился яркими пейзажами и жизнерадостными людьми. Живописец считал, что его современники создают мрачные, тяжелые полотна. Он же хотел запечатлеть светлое и радостное восприятие мира, перенести краски солнечной Италии в свои картины.
После путешествия по Италии Серов приезжает в подмосковную усадьбу Абрамцево, которой владел фабрикант и меценат Савва Мамонтов. Художник часто сюда приезжал и надолго оставался. В Абрамцеве постоянно собирались творческие люди: писатели, архитекторы, музыканты. В такой дружеской атмосфере В. С. Серову пришла идея создания непринужденного, живого портрета. Он хотел забыть о правилах, о том, чему его учили, и просто перенести на холст увиденное. По мнению Серова, портреты часто утрачивают естественную свежесть, которую видишь в реальности, но не всегда можешь передать красками.
Кто на портрете?
На холсте мы видим Веру Мамонтову, дочь хозяина усадьбы. Девочку художник знал с рождения. Первый раз Серов посетил Абрамцево в десять лет. У четы Мамонтовых тогда только родилась дочь Вера, а их сыновья были ровесниками будущего живописца. Мальчишки часто устраивали домашние спектакли и веселые игры. Серов ощущал себя родным в семье Мамонтовых.
В момент создания знаменитого полотна Вере было двенадцать лет, а художнику двадцать два. Интересно, как молодому живописцу удалось уговорить веселую, подвижную девочку-подростка долго позировать и сидеть на одном месте. Картину мастер писал больше месяца.
Как возник сюжет картины?
Однажды летним солнечным днем Вера забежала в столовую. Солнечная, румяная, запыхавшаяся от веселых уличных игр, она быстро взяла персик и на мгновение присела отдохнуть. Художника впечатлила девичья непосредственность. Так родилась идея шедевра.
Сначала картина обозначалась как «Портрет В. М.». Позже полотно приобрело обобщенное название, так как Серов создал не просто портрет конкретного человека, а собирательный образ девочки — обаятельной, естественной, задорной.
Цвет и настроение шедевра
«Девочка с персиками» удивительно притягивает взгляд. Хочется всматриваться в юное свежее лицо главной героини, ловить настроение, изучать детали картины.
Рука живописца запечатлела дивное мгновение молодости, безмятежного бытия девочки-подростка. Кажется, что Серов сотворил шедевр за пару минут, будто сфотографировал, поймав короткий прекрасный момент. Растрепанные волосы, пылкий взгляд, вынужденная поза выдают настроение девочки. Она принимает серьезный вид, ведь ее попросили позировать, но так хочется рассмеяться, вспорхнуть и умчаться навстречу веселым играм и приключениям.
Жизнерадостность Веры подчеркивается теплыми, радостными тонами. Даже розовая блузка будто освещает пространство мягким светом. Нежный румянец на щеках девочки невольно сравниваешь со свежими персиками. Стены и стол, напротив, изображены с использованием холодных оттенков серого и голубого. Такое ощущение, что комната слишком строга и скучна для беззаботной и озорной Веры.
Интересный факт
Однажды кто-то из друзей Серова, гостивших в усадьбе Абрамцево, решил пошутить и нарисовал на холсте жука. Серов закрасил насекомое, но черная краска со временем проступила. Присмотритесь внимательнее. Видите бледно-фиолетовое пятно в левом нижнем углу? Это — тот самый жук.
Что стало с картиной?
После окончания творческого процесса Серов подарил портрет Вериной матери Елизавете Григорьевне. Картина долго украшала стену столовой, в которой девочка позировала художнику. Сегодня в Абрамцеве находится копия портрета, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.
Портрет высоко оценили критики. В художественной манере Серова они отметили восхитительную игру света и тени, характерную для импрессионизма, и сравнили живописца с европейскими мастерами.
Судьба Веры
Вера Мамонтова позировала не только Серову, но и другим знаменитым художникам. Жизнь ее оказалась похожей на «картинный» светлый, но короткий миг. Женщина была счастлива в браке с московским дворянином, министром Александром Самариным. Вера стала матерью троих детей. В тридцать два года жизнь ее оборвалась из-за тяжелой формы пневмонии.
Александр Самарин тяжело пережил смерть жены. Он до конца жизни оставался верен супруге. В память о любимой жене вдовец построил рядом с домом храм Троицы Живоначальной.