Дореволюционный журнал «Сатирикон» стал продолжением еженедельного сборника «Стрекоза», который выпускался с 1875 г. по 1908 г. Почему появилась необходимость в новом печатном издании? Все просто. «Стрекоза» потеряла былую популярность. Чтобы не упустить интерес читающей публики, был придуман «Сатирикон». Но изначально было принято решение не полностью заменить «Стрекозу», а лишь попробовать выпустить дополнительный журнал. Оба печатных издания были представлены публике в 1908 году.
Примечательно то, что некоторые выпуски журналов были полностью идентичны. «Стрекоза» под номером 23-27/13 и «Сатирикон» под номером 9-13 совпадали по всем параметрам. Главные редакторы печатных изданий хотели понаблюдать, выпуски под каким названием будут лучше приняты народом. Текст, иллюстрации. Никаких различий. Но какое заглавие журнала выбрала публика? Кроме того, печатные издания выходили в один и тот же день.
Уже после того, как «Стрекоза» была закрыта, «Сатирикон» просуществовал 6 лет (с 1908 г. по 1914 г.). Печатное издание выпускалось в Санкт-Петербурге. Литературный сборник получил своё название от античного одноименного романа. 1 апреля 1908 года начал свою историю журнал, посвященный сатире и юмору. Именно в этот день вышел в свет первый выпуск журнала «Сатирикон». Каждый печатный сборник содержал в себе от 12 до 16 листов. Но его страницы содержали не только «сухой» текст. В журнале была масса иллюстраций-карикатур. В печатном издании «Сатирикон» освещались не только безобидные темы. В нем также находила место острая сатира о политических течениях, затрагивающая особенности, например, Германии.
Но уже ближе к 1913 году не только редактор, но и многие сотрудники утратили интерес к печатному изданию сатиры и юмора. Они грезили идеей о создании нового увлекательного проекта. Выйдя из состава редакции, сотрудники стали работать над другим вариантом сборника. Журнал получил название «Новый Сатирикон». Это печатное издание просуществовало до середины 1918 года. Часть авторов после революционных действий оказалась в эмиграции, поэтому журнал прекратил своё существование.
Подписчикам сообщили, что выпуск литературно-художественного сборника временно приостановлен. Однако людей не оставили совсем без журнала. Вместо «Сатирикона» жители, кто имел подписку на литературный сборник, стали получать печатное издание «Лукоморье». Но со временем мысли о возобновлении журнала сатиры и юмора так и остались нереализованным. Это продолжалось до 1931 года. Именно в этот период Михаил Корнфельд и Леонид Мунштейн решили объединиться. Общими усилиями им удалось вновь запустить выпуск обновлённого журнала «Сатирикон». Издание было возрождено в Париже. Выпускался журнал всего несколько месяцев.
Следующей датой, которую необходимо отметить, является 1951 год. В это время возобновляет свою работу печатное издание журнала, только уже обновлённой версии. Новый сборник, получивший название «Сатирикон. Общественно-политический журнал сатиры и юмора», стал выпускаться во Франкфурте. Через 2 года изготовление сборника было перенесено в Мюнхен. Но эта затея не увенчалась успехом. Журнал практически сразу прекратил существование. За время работы над литературно-художественным сборником в период с 1951 г. по 1953 г. было выпущено 25 номеров. Редакционная коллегия на этот момент состояла из ярких и известных деятелей культуры, которые душой «болели» за свое детище.
За время существования литературно-художественного сборника сатиры и юмора к нему «приложили руку» многие знаменитые поэты и писатели Серебряного века. Русские деятели культуры, которые принимали активное участие в составлении и выпуске печатного издания, назывались «сатириконовцами». Эта обобщённая группа пыталась реализовать идею о продвижении честного и открытого сборника, направленного на освещение злободневных тем. Через сатиру и юмор сотрудники пытались рассказать о проблемах, которые были в обществе в тот период времени. Редакторы, писатели, поэты, художники кропотливо работали над каждым номером, стараясь не упустить ни одной важной детали. Русский дореволюционный журнал «Сатирикон» высмеивал нелепость и глупость, содержал в себе беззаботный юмор и открывал глаза на иногда неприглядную правду жизни.