Возможно, вам кажется, что матрешка – игрушка древняя. Это не так, появилась она лишь в конце позапрошлого века. И на это были свои причины.
Так, в эту эпоху была распространена мода на все русское, исконное. Прошло увлечение Францией и Англией, и интеллигенция возвращалась к истокам, ища вдохновение в русской культуре. Достаточно вспомнить Льва Толстого и дягилевские сезоны начала века. В начале прошлого века мода на все русское захватила весь мир, но предшествовали этому очень интересные процессы.
В конце 19 века люди коллекционировали произведения народного искусства, старались переосмыслить творческий опыт художественных традиций народа. В моде были предметы быта в русском народном стиле, а на деньги меценатов открывались многочисленные мастерские и всевозможные тематические кружки.
Одной из таких мастерских была и московская «Детское воспитание». Ее создали по идее Мамонтова. Именно его жена в 1890 году привезла из страны восходящего солнца интересную игрушку — разъемную фигурку японского философа по имени Фукурума. Этот добродушный старичок в японской мифологии отвечал за благополучие и счастье. В Японии вообще много богов, и каждый отвечает за что-то свое, но эта игрушка была действительно необычная: она была разъемной, и внутри у него хранились еще четыре таких же разъемных куклы – это были его любимые ученики. К слову, это тоже не японское изобретение. Корнями оно уходит в Китай и Индию, где одно время были популярны костяные разъемные шары.
Тем не менее, игрушка очень вдохновила двух художников этой мастерской – Василия Звездочкина и Сергея Малютина. Первый и выточил из дерева восемь кукол, вкладывающихся одна в другую, а первый расписал их , нарисовав лица мальчиков и девочек. Самой большой была кукла, изображающая пышную круглолицую девушку и городском простонародном облачении: сарафан, вышитая блуза, платок. Самая маленькая фигурка изображала уже младенца. Раскрасили кукол гуашью. Эта кукла до сих пор хранится в музее игрушки (Сергиев Посад).
Почему ее назвали матрешкой? Возможно, потому что самым популярным именем тогда было Матрена. А может, это и производное от латинского слова mater, то есть мама. И действительно, кукла ассоциировалась с большой семьей и роскошной русской женщиной – матерью, на которой держится весь дом. Также есть версия, что Матреной звали горничную в доме Мамонтова.
Массово матрешек начали делать после парижской выставки. Популярности ее способствовало и участие куклы в Берлинском базаре кустарных искусств. После были выставки передвижные, познакомившие с матрешкой весь мир. Забавно, но она стала популярна в Японии, где делались ее копии. Открывались даже тематические магазины, посвященные уникальной игрушке. А вот та самая мамонтовская мастерская, увы, к тому времени закрылась, и производство матрешек переселилось в Сергиев Посад. Была эта игрушка популярна и в советские годы, а в конце 1980-х переживала настоящий ренессанс. Сегодня производят ее в нескольких городах, и местные матрешки очень отличаются друг от друга.
Так, Сергиевская матрешка – самая каноничная и очень похожа на ту, что создали в мастерской Мамонтова. Она имеет круглое лицо, обведенное четким контуром, расписана тремя или четырьмя яркими цветами. Это может быть оранжевый, красный, синиц, зеленый и желтый.
Не менее популярны матрешки майдановские, семеновские и вятские. Все они отличаются и по рисунку, и по цветовой гамме. Не всегда это каноничная девушка. Существуют матрешки, изображающие политических деятелей, киногероев, героев мультфильмов и не только.