История создания Найк — от дистрибьютора до гиганта

История создания Найк - от дистрибьютора до гиганта История создания

История компании Найк началась в 1957 году, когда Фил Найт поступил в Орегонский университет и увлекся марафонским бегом. Точнее, он поступил именно ради занятий спортом и сотрудничества с профессором Биллом Бауэрманом, который работал там тренером. Они стали друзьями.

Закончив университет, Найт не прекратил занятия спортом, но решил открыть свой бизнес по продаже кроссовок для спортсменов и любителей фитнеса.

Дело в том, что в то время пара американских кроссовок стоила очень дорого, но были они неудобны. Тогда Найт занял у отца несколько сотен долларов и решил торговать японской обувью. Он заключил контракт с компанией Tiger и купил первые триста пар. В качестве партнера он пригласил своего давнего друга Бауэрмана. В качестве склада они оборудовали прачечную, принадлежавшую родителям Найта. Название компании появилось спонтанно. Тогда будущий гигант назывался Blue Ribbon Sports.

В 1965 году в компании появился первый штатный сотрудник – конкурент Найта по марафонским забегам в университете Джефф Джонсон. Он продавал кроссовки Tiger спортсменам на выезде, но все же смотрел далеко вперед. Во время продаж Джонсон интересовался у спортсменов, какой должна быть идеальная обувь для бега и чего бы они хотели от нее. Он же придумал название для будущего бренда. Дело в том, что в первые дни работы ему приснилась богиня Ника, и он предложил друзьям переименовать копанию именно в честь нее. Так и появился Nike.

Уже спустя год Джонсон шил вручную первые кроссовки Найк. Местом для эксперимента стала небольшая мастерская в Санта-Монике. Это были легкие кроссовки, предназначенные именно для бега. От других они отличались тем, что кожаный верх Джонсон заменил нейлоновым, которые не трескается на солнце и не дает ногам вспотеть. К тому же, нейлон был мягче кожи. Первую точку сбыта новинки открыли все в той же мастерской. Стоит ли говорить, что модель сразу стала популярной?

Уже в 1969 году компания имела пару дестятков штатных работников, несколько точек сбыта оборот 300 долларов в год. Но до настоящей популярности Найк было еще далеко.

Переломным моментом в истории компании стал 1971 год. Тогда Фил Найт увлекся своей студенткой – начинающей художницей Кэролайн Дэвидсон. Девушка разработала логотип компании. Точнее, она предложила несколько десятков лого, но Найт выбрал тот самый – с фирменным росчерком, символизирующие динамику и движение. Со временем девушка стала владелицей части акций Nike.

Тогда же случилась первая неудача. Они все еще сотрудничали с фирмой Tiger, и компания поставила Nike ультиматум: если фирма не продаст им долю в бизнесе, Tiger лишит бренд эксклюзивных прав дистрибьютора в США. Дело закончилось судом, по итогам которого Найт и друзья могли пользоваться разработками японской фирмы всего полгода, а дальше имели право торговать только обувью собственного производства.

Но это лишь подхлестнуло молодую компанию и привело к новым свершениям. В 1972 году Билл Бауэрман вдохновился вафельницей своей жены и создал революционные кроссовки. Их главной особенностью стало плотное сцеплением подошвы с поверхностью, а также высокая износостойкость. Кроссовки получили имя «Moon Shoe» и представили Nike Олимпийских играх в Мюнхене. Это стало началом выхода компании на международный рынок. Первой площадкой стала Канада, затем Австралия. С тех пор компания постоянно сотрудничает с именитыми спортсменам. Примерно в то же время начинается выпуск детской обуви. В 1976 году почти все участники Олимпиады делают забег в кроссовках Найк. А дальше осталось только завоевать весь мир, что и было успешно сделано.

Оцените статью
Добавить комментарий