Опера «Иван Сусанин», безусловно, является шедевром не только русской культуры, но и мировой, считаясь полностью призванной на западе, ведь опера Глинки значительно повлияла на творчество русских и зарубежных авторов в разных сферах. Произведение несёт в себе не только красивый художественный посыл, но и исторический, проливая свет на великое время в российской истории.
Глинка написал эту оперу в 1836 году, воплотив тем самым свою мечту в жизнь. Великий русский композитор буквально был одержим идеей этого произведения. Возможно, поэтому ему удалось не только вложить весь свой гений и талант в оперу, но и душу, которой пропитано всё произведение.
Следуя из очерков в его дневнике, можно сделать вывод, что затея изобразить реальную историю, появилась у Глинки ещё давно до премьеры, когда он путешествовал по Италии и Германии с 1830 – 1834 года. Эти 4 года его ни разу не покинула мысль о создании чего-то великого, поэтому уже во время поездки он начал воплощать эту идею в жизнь, пребывая на итальянской территории. Основная задумка оперы, будоражащая автора, — это идея национального колорита и духа.
Но в 1834 году всё могло пойти наперекосяк. Глинка, вернувшись на родину, решил изначально написать оперу по повестям великого русского писателя Василия Жуковского, отодвинул Сусанина на второй план. Но в какой-то момент он передумал это делать, решив возобновить работу над задуманным произведением. Не менее знаковую и легендарную «Марьину Рощу» он напишет позже…
Князь Василий Одоевский вспоминал, что первоначальный замысел Глинки не подразумевал оперного воплощения, а предполагал передачу сюжета в форме оратории. «Глинка, действительно, считал, что именно жанр оратории сделает произведение лучше, но он вовремя передумал. Возможно, это было сделано к лучшему!» — Рассказывал Одоевский.
Но помимо исторического факта, довольно-таки, интересного, слова Одоевского проливают свет на интересные и необычные художественные детали произведения. К примеру, в конце оперы заметны очевидные нотки, свойственные оратории. До Глинки сложно было представить оперный контекст, построенный на базе ораторского мастерства. Во многом это поспособствовало развитию оперы, как самостоятельного высокого жанра.
На силу и оригинальность произведения в большей степени повлиял специфический стиль Глинки, который заметен во всех его операх. Композитор был известен, как крайне неординарный автор. Например, он прописывал фабулу, сюжет, композицию и драму оперы самостоятельно, сначала прописывая мелодику постановки, а только потом подкладывая под неё написанный текст. Сложнее всего приходилось либреттисту Глинки, которому приходилось придумывать текст, подходящий под мелодию автора.
Произведение было написано быстро и вышло в свет неожиданно рано для такой сильной и глубоко проработанной оперы. Глинка потратил на создание великого произведения практически 1,5 года, закончив работу в 1836 году. «Жизнь за царя» состояла из 4 действий или 7 картин. Произведение заканчивалось сильнейшим эпилогом, на котором у зрителей буквально перехватывало дыхание.
Либретто, написавший для Глинки текст, не был русским и практически не владел нашим национальным языком, но ему всё равно удалось написать сильный и добротный текст. Либретто звали Георгий Розен. Правда, в последствие текст был изменён. Редактором выступил русский либретто – Сергей Городецкий.
Когда произведение было написано до конца и до премьеры оставалось совсем немного, Глинка решил сменить курс и посыл оперы, посвятив её русскому царю Николаю первому. После такой перемены, произведение поменяло название с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».
Таким необычным образом на свет было рождено великое произведение русской культуры, созданное отличным русским композитором Михаилом Глинкой. Независимо от того, кому оно было посвящено, для кого было написано и какую мысль в себе несло, опера до сих пор дарит приятые впечатления слушателям, вызывает бурю эмоций и остаётся актуальных и по сей день…