История создания «Мертвых душ» Гоголя — это не только драматичное сожжение последнего тома, но и долгая подготовка к публикации, разработка образов персонажей, представляющих разные российские сословия. Попробуем разобраться, что было до создания и публикации главного произведения в жизни Николая Васильевича Гоголя.
История создания
Первые упоминания сюжета «Мертвых душ» относятся к 1831 году. Тогда Николай Васильевич излагал его в общении с Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем у обоих есть заметки в дневниках. Но работа над созданием поэмы началась еще в 1835 году и заняла в совокупности более семи лет. Сначала Гоголь думал, что создаст юмористическое произведение про стереотипную русскую душу со всеми ее пороками и достоинствами. Уже в ходе работы над текстом автор понял, что под его искрометной сатирой должен быть иной, более серьезный смысл.
Изменения сюжета пришлись как раз на период, когда Гоголь ездил по Европе. Постоянные путешествия, тем не менее, не помешали ему работать над образом Чичикова — большой его гордостью, которую хвалил сам Пушкин, то есть его литературный наставник. Уже в 1837 году Николай Васильевич впервые устроил чтения, на которых присутствовала российская знать. А в 1838 году он показал текст другому уважаемому деятелю литературы — Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот тоже вполне приветливо воспринял работу старого друга.
Публикация произведения
Перед публикацией произведение неоднократно проходило через руки цензоров. Во-первых, Гоголь выбрал довольно щепетильную и острую тему — в тот период гуманность содержания крепостных подвергалась большим сомнениям, но государственная политика не предусматривала их освобождение. К тому же, он открыто указывал на вполне существующие в реальности мошеннические схемы, которые власть игнорировала, что опять-таки выставляло ее в невыгодном свете. Особой критике подвергся раздел поэмы, называющийся «Повесть о капитане Копейкине».
В ней Гоголь открыто указывал на произвол монарха, а также всестороннее злоупотребление властью на местах. Дневниковые записи писателя указывают на то, что он болезненно воспринял необходимость убирать этот фрагмент. Но в них же он отмечал, что лучше устранить из текста один спорный момент, чем вовсе отказаться от его публикации. И, тем не менее, даже после отказа от «Повести о капитане Копейкине» цензура в 1841 году не пропустила текст. Гоголь, и так часто находящийся в депрессивных состояниях, был совершенно подавлен.
На помощь ему пришел старый друг — известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, который переправил рукопись в Санкт-Петербург и нашел способ опубликовать ее. Однако пришлось идти на новые уступки: название «Мертвые души» было заменено на более лояльное, а именно — «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Такой ход позволил сместить внимание читателя с острых социальных проблем на гораздо более безобидные в понимании государства приключения главного героя.
Будущее книги и второй том
В литературных кругах «Мертвые души» восприняли неоднозначно. Славянофилы обвиняли Гоголя в клевете, ненависти к родной стране и царю. И тут на помощь снова пришел Белинский. Он выпустил несколько статей, в которых высоко оценил литературные способности Гоголя и значимость произведения для всего литературного потока. Поддержка поспособствовала внутреннему подъему Гоголя, и тогда он отправился в Европу. Именно там он стал работать над вторым томом «Мертвых душ». Его особенности таковы:
- Автор решил, что в новом томе будет изображать положительных героев, прошедших некое духовное очищение;
- Второй том должен был стать адаптацией Чистилища, как в «Божественной комедии» у Данте Алигьери;
- Чичиков по его замыслу должен был исправиться и найти новые смыслы в жизни взамен обогащению.
Но шаткое психическое здоровье не позволило Николаю Васильевичу Гоголю продолжить работать над произведением. Именно это привело к тому, что, по легенде, второй том был сожжен, так как автор посчитал его недостойным продолжением первого. Незадолго после сожжения второй части поэмы Николай Васильевич умер. Со смертью Гоголя вообще связано много мистификаций. Но очевидно и неоспоримо одно: последние годы жизни писателя, подарившие литературе «Мертвые души», прошли не напрасно.