«Обломов» — роман, который стал для русской литературы одним из самых значимых. История его создания была длительной, ведь сначала в голове Гончарова появилась идея такого всеобщего явления, как «обломовщина», а уже после долгой подготовительной работы на свет и появился роман «Обломов».
Основой для появления такого явления послужило произведение «Лихая болесть». Произведение повествует читателю об ужасной болезни, главным симптомом которой стали уныние и грусть. Больные попусту грезили, что подбивало их самочувствие вниз.
Отдельная история персонажа начинается только в далеком 1849 году. В очень известном журнале «Литературный сборник» была напечатана одна из сцен романа, которая до сих пор считается культовой — » Сон Обломова». Тогда этот фрагмент имел название «Эпизод из неоконченного романа». Гончаров еще не догадывался, что его ждет ошеломительный успех.
Во время написания романа Иван Гончаров находился у себя в Симбирске. Он был вдохновлен традиционными устоями российской глубинки. Первые наброски и черновики «Обломова» были созданы именно там.
К 1850 году была полностью готова первая часть работы. В 1852 году, Гончаров был вынужден прервать работу над романом из-за кругосветного путешествия. Этот перерыв продлился долгих 5 лет. В июне Гончаров дописывает роман, причем за рекордно короткие 7 недель. За время путешествия писатель полностью создал роман в своей голове. Дело оставалось за малым — перенести все на бумагу.
Уже в 1859 году, после финальной редактуры, роман выходит на страницах «Отечественных записок».
С кого Гончаров писал героев романа «Обломов»?
Обломов
В какой то степени прототипом Ильи Ильича Обломова стал сам Гончаров. Это объясняется тем, что для писателя главной целью стало описать настоящую, живую реальность. Между автором и его героем действительно было много общего — оба родились в русской глубинке, где царили свои законы, оба на первый взгляд не обделены ленью. При этом и тот, и другой умны, наделены воображением.
Ольга
Прототипом главного женского персонажа стали приятельницы писателя Екатерина Павловна Майкова и Елизавета Васильевна Толстая. Параллель можно проследить по перепискам Гончарова с этими женщинами. Первая из них долго оставалась возлюбленной писателя. Она являлась олицетворением ума и красоты. Как и в романе, Толстая так и не стала женой Обломова.
Вторая же женщина олицетворяла, скорее, Ольгу уже замужнюю. Гончарова и Майкову связывала долгая дружба. В ней Гончаров нашел идеал — вечно стремящийся к чему-то, скучающий в семейной жизни. Как утверждали редакторы, в конечной версии Ольга превратилась в Майкову окончательно.
Агафья
Полным прототипом Агафьи Матвеевны Пшеницыной стала мать писателя.
Штольц
Образ этого персонажа — это собирательный образ немецкого типажа. Прототип — Карл-Фридрих Рудольф, который являлся отцом жены старшего брата Гончарова. В черновиках Андрей Штольц носил имя Карл, но позднее это имя закрепилось в качестве отчества персонажа. Также он олицетворяет одну из черт характера самого Гончарова — практичность.