Александр Бородин, известный русский композитор-классик с необычной судьбой, написал много прекрасных камерных и монументальных произведений, которые сегодня известны только кругу специалистов. Но среди его творений есть одно, которое отдалённо знакомо даже современной молодёжи, не интересующейся и даже отрицающей для себя существование классической музыки, опер, симфоний и других несовременных явлений.
Речь идёт об опере «Князь Игорь», музыкальные цитаты и мотивы из которой сегодня переплелись с современной русской и зарубежной музыкой. Если современный подросток сегодня послушает эту оперу, он удивится тому, как много тем ему знакомы и насколько они, оказывается, из прошлого.
У этой оперы особенная судьба. Бородин начал работу над ней в 1869 году, когда критик Владимир Стасов, друг композитора, предложил в качестве сюжета для новой оперы взять известный памятник русской литературы – «Слово о полку Игореве». Композитора привлекла в историческом повествовании возможность для невероятной творческой реализации, создания массовых эпических сцен, включения хоровых и балетных номеров. Для конца 19 века это было очень передовое решение, которое требовало вложения немалых трудов.
Бородин приступил к работе. Он начал с подробного изучения не только самого документа, но и местности, на которой происходили все описанные события. Композитор настолько погрузился в историю, что отказал всем либреттистам, посчитав их недостаточно компетентными для воплощения такой грандиозной идеи, и сам занялся написанием либретто (описание сюжета и сочинение полного текста арий, хоров, ансамблей). Несомненно, Бородин был талантлив в разных видах творчества, потому что его либретто действительно отличается стройным слогом и развитой образностью.
Александр Бородин развивал национальный симфонизм, это значит, что в основе многих его произведений лежали стилизации или имитации народных песен, а в состав оркестра периодически включались русские народные инструменты, придававшие произведениям национальный русский колорит. Конечно же, такая грандиозная идея, как написание эпической оперы, начала развиваться с полноценного исследования былин, эпоса и древнерусской музыкальной культуры. Исследование немного затянулось. В течение двух лет Бородин непрестанно изучал и систематизировал песнопения, делал свои композиторские зарисовки. И к концу 70 года решил приостановить (читай: отказаться) работу над оперой. Почти все написанные музыкальные фрагменты стали частями другого известного произведения композитора.
Прошло 4 года. Бородин возобновил, и на этот раз более успешно, работу над оперой. Создание главных музыкальных образов и оркестровка почти всех частей оперы продолжалась ещё 13 лет. За это время композитор проработал образы и характерные особенности исполнения партий всех главных героев оперы, массовые героические сцены, половецкие элементы. В музыке прослеживаются былинные мотивы, которые так старательно собирал композитор.
Было написано уже больше половины музыкальных номеров, когда в возрасте 54 лет композитор скончался.
Опера никогда не была бы поставлена, если бы не друзья и соратники композитора. Все 19 лет, которые Бородин работал над оперой, друзья-композиторы поддерживали его, выслушивали его комментарии, пожелания. Последним долгом многолетней дружбы была их совместная работа над окончанием оперы. Через 3 года после смерти композитора его любимое детище увидело свет. При работе над оперой соратники Бородина постарались полностью сохранить стилистику Бородина, поэтому для современного слушателя нет заметного перехода или стилевого несоответствия частей в опере. Она воспринимается органично и радует современных слушателей.
Несмотря на сложную историю, театральные постанови оперы «Князь Игорь» во все времена нравились зрителям и встречались очень благосклонно. Это происходит благодаря современности музыкальных образов и интересному развитию сюжетной линии. Сегодня опера «Князь Игорь» популярна не только у себя на родине, но и во многих странах мира.