Русская Правда – один из наиболее ранних и значимых памятников законодательства. Она представляет собой сборник норм уголовного и гражданского права Киевской Руси, а также содержит правила проведения судебных процессов того периода.
Создание Русской Правды относят к началу XI века. Основоположник – Ярослав Мудрый, однако последователи великого князя неоднократно изменяли и дополняли документ согласно духу времени. В связи с этим существует три редакции Русской Правды:
- Правда Ярослава (Древнейшая Правда). Создана около 1 016 года под руководством Ярослава Мудрого. Необходимость ее принятия была вызвана разобщением княжеств Киевской Руси, потребностью в сплочении народа и централизованным контролем его поведения. Главным образом Правда Ярослава устанавливала наказания за наиболее распространенные в тот момент преступления на Руси – убийство, кража, оскорбление чести и достоинства. Одна из важнейших черт закона – ограничение права на кровную месть узким кругом лиц. Эта редакция считается самым ранним источником нынешнего российского законодательства.
- Правда Ярославичей. После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав переняли у отца бразды правления разными областями Руси. Сделали они это мирно, без войн и междоусобиц. Однако потребность в контроле поведения народа сохранялась. К тому же, вместе с развитием общества, появились и новые виды общественных отношений, преступлений. Братья Ярославичи единогласно внесли изменения в Древнейшую Правду – теперь кровная месть была полностью отменена и за любое убийство человек подвергался суровому наказанию. Введенные ранее денежные штрафы за правонарушения стали более суровыми. Не последнюю роль в нововведении сыграла необходимость пополнения государственной и церковной казны. Точная дата принятия Правды Ярославичей неизвестна, большинство историков считают, что это вторая половина XI века (примерно 1 072 год).
- Пространная Правда. Именно эта, заключительная редакция Русской Правды в списках дошла до нынешнего времени. Огромное влияние на становление главного закона Киевской Руси оказал внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах. В период своего правления на киевском престоле (с 1 113 по 1 125 годы) особое внимание он уделял дополнению и объединению трудов своих предков. Пространная правда отражает развитие товарно–денежных отношений. Большое внимание уделяется преступлениям против частной, церковной и государственной собственности. Впервые в законодательном акте устанавливается порядок заключения договоров, наследования имущества. Регламентируется порядок проведения судебных процессов, сбора доказательств, в частности показаний свидетелей.
На содержание окончательной редакции Русской правды воздействовало широкое распространение ростовщичества и связанной с этим долговой кабалы народа. Благодаря Мономаху был ограничен произвол ростовщиков, устанавливался предел процентов по кредитным обязательствам. Закупы — люди, фактические попавшие в долговое рабство, получили свободу, так как измененный закон запрещал кредиторам порабощать должников. Возможно, на подобные смягчения положения зависимых людей повлияло их восстание 1 113 года.
Большое влияние на создание и становление Русской Правды как главного нормативно-правового акта киевской Руси оказала церковь. Закон, во всех своих редакциях, не отделял ее от государства. Большинство церковных законов вышло на государственный уровень (запрет на убийство, причинение телесных повреждений, кражу и т.д.).
Прототипом Русской Правды стали законодательные акты других государств. К примеру, основой для Правды Ярослава стала Салическая Правда – свод законов Франкского государства. Также изучались и перерабатывались законодательные базы бургундов, ирландцев и баварцев.
История создания Русской Правды насчитывает три этапа – начиная с Ярослава Мудрого и заканчивая его внуков Владимиром Мономахом. Под влиянием духа времени закон изменялся и дополнялся. Таким образом великие киевские князья смогли удерживать бразды правления над обширным русским государством и положили начало правовому регулированию общественных отношений.