В 1836 году мир увидел один из самых известных стихов Евгения Баратынского — «Весна! Весна! Как воздух чист…». На самом деле, стих был написан четырьмя годами раньше, весной 1832 года. Поэзия очень сильно полюбилась читателям Баратынского и, благодаря чудесному описанию природы, вскоре стала очень популярной. Её и сейчас вспоминают как хороший пример пейзажной лирики.
Какая же история создания этого стихотворения?
Для начала, следует упомянуть, что любимым сезоном года для Евгения была именно весна. Как и для многих поэтов, весна для Баратынского символизировала пробуждение (как и природы, так и творчества). Она была главным предметом вдохновения поэта и он всегда в открытую восхищался ею и природой в эту пору. Весна помогала Баратынскому преодолеть трудные времена. На момент написания стиха весной 1832 года Евгений переживал трудный творческий кризис, но весна, его давняя «подруга» помогла поэту пережить этот период. Отдавая ей честь, Баратынский написал своё известное стихотворение. Оно было одним из первых после долгой паузы.
Но почему поэт молчал до того, как написал этот стих? А ведь этот период длился пять лет (с 1831 по 1835).
Всё было связано с закрытием любимого журнала Баратынского — «Европеец». Этот журнал или «журнал наук и словесности», как его называли, выдавал русский литературный критик Иван Васильевич Киреевский в Москве. В нём публиковали сочинения уже известных на тот момент Жуковского, Тургенева, Языкова, Хомякова и, конечно же, Баратынского. Но журналу повезло подготовить только три номера, напечатанными с которых были только первые два. С первого номера журнал подозревали в славянофильстве, популярного идеологического и политического течения. Он сразу же вызвал недовольство в властях.
Всё это было связано с одной небольшой статьёй самого Киреевского — «Девятнадцатый век». В этой статье главный редактор якобы говорил о литературе в девятнадцатом веке, но он также обсуждал такие вещи как политику, императора, власти Российской империи, возможность революции и введение конституции, говорил о нужности европейского направления. Цензура не могла позволить такому журналу существовать. Поэтому вскоре его закрыли, а самого Киреевского назвали неблагонадёжным.
Это очень огорчило Евгения Абрамовича. Он был близко знаком с Киреевским и считал его одним из своих немногих друзей. Вместе с другими писателями из журнала, он стал думать, как же может помочь главному редактору.
Быстрый вариант нашёл Василий Жуковский. Он, решившийся помочь своему другу Киреевскому, прошёл через немалое количество инстанций, обращался с просьбами к Николая Первому, даже устраивал забастовки — он отказывался на протяжении двух недель преподавать свои уроки для детей с императорской семьи. Но это не дало результатов. Баратынский тоже объявив «забастовку», отказываясь писать стихи. Позже это просто перешло в творческий кризис и депрессию, и долгих пять лет поэт почти ничего не писал.
Но весна 1832 года удивила молодого поэта. Она вновь вдохновила его, подарила спокойствие и возможность списать с природы чудесные строки. Литературные критики поражались таланту Евгения Абрамовича — как ловко он использовал метафоры, эпитеты и другие приёмы, чтобы описать весеннюю природу.
Пройдёт четыре года и Баратынский выдаст свой двухтомный сборник стихотворений. Среди множества других стихов поэта там окажется и его известный стих «Весна! Весна».
К сожалению, Баратынский не прожил долгую жизнь. Примерно за год после выхода сборника он окончательно огорчится в имперской системе. В 1842 году он выдаёт свой последний сборник «Сумерки», но из-за неприязни властей к поэту сборник не получает высокую популярность. Баратынский уезжает в Европу, где и умрёт на 44 году жизни. Но его стихи, особенно пейзажная лирика, как «Весна! Весна» всё ещё радуют читателей. А именно эта поэзия и сегодня остаётся одним из лучших стихов о весне.