Аббревиатура QR содержит смысл технологии кодировки, позволяющей при сканировании получить мгновенный доступ к зашифрованным данным. Quick Response означает код «быстрого реагирования» или «быстрый отклик».
QR-коды по функционалу близки к привычным штрих-кодам стандарта UPC, которые широко используются с 1973 года. История матричных кодов началась через 20 лет. От машиночитаемых линейных этикеток они отличаются тем, что являются двухмерными, а вместо вертикальных полос составлены из квадратных меток. Quick Response позволяет передать одновременно существенно больше информации: вместимость двоичного кода – 3 килобайта. Он в 10 раз быстрее считывается и остается читабельным даже при 30% загрязнения или повреждения области. При этом не имеет значения положение считывающего устройства. А гаджеты с хорошей камерой без проблем смогут справиться даже с самыми мелкими кодами, размерами 1х1 см.
На практике в QR-коды помещают не только определенные сведения об объекте, но различные данные для идентификаторов, локаторов, трекеров. Тип QR-кода определяется его содержимым. Если код дает ссылку на интернет-ресурс или приложение – это Web-тип. Тип SMS содержит в себе короткое сообщение и номер телефона. Maps указывает позицию на карте мира с точными географическими координатами. Другие типы кодов содержат буквенно-цифровую информацию: vCard выводит контакт из телефонной книги мобильного устройства; в vCalendar – данные, добавленные в ежедневник смартфона; Text содержит в себе текстовые сведения, вынесенные на экран телефона.
Однако изначально кодировка была придумана не для маркетинга, а для сугубо производственных целей. Датой рождения Quick Response Code считается август 1994 года, когда впервые технологию использовал флагман мирового автопрома Toyota. За два года до этого перед специалистами японской компании Denso Wave, производящей комплектующие для автомобильной промышленности, была поставлена задача: заменить применяемый стандарт маркировки деталей на более простой и емкий метод кодирования. В системе бережливого производства kanban («точно в срок») нужно было повысить эффективность компонентного сканирования. Новый формат кода позволял отслеживать объем и номенклатуру комплектующих, оптимизировать координацию с многочисленными поставщиками и повысить производительность труда.
Хосэй Масахиро Хара, в ту пору 37-летний разработчик из Токио, а ныне – главный инженер компании Denso Wave, в качестве идеи воспользовался традиционной на Востоке логической игрой захвата «Го». Графически QR-код напоминает то, как камни расставлены на клетках доски. А стратегия игры навела на мысль о способе передачи большого количества данных одновременно: с помощью квадратных паттернов. Графический шаблон содержит три поисковые узора. Квадраты в трех углах кода (двух верхних и левом нижнем) функционируют как детекторы положения. Конечный формат кода определяется точным соотношением габаритов черных и белых пикселей – 1:1:3:1:1.
Тому, что технологию «быстрого отклика» в начале 2000-х стали использовать в различных сферах, способствовало появление на японском рынке мобильных устройств со считывателями QR-кодировки. Выход за пределы страны начался, когда в Китае компанией Inspiry был изобретен механизм быстрого считывания матричных кодов, а затем выпущен портативный сканер.
Развитие новой технологии хранения данных выразилось в следующем:
- Создание для приложений, в которых размер символа ограничен, уменьшенной версии QR Code – micro QR-код, 2004 год.
- Коды, которые могут иметь и квадратную, и прямоугольную форму, появились в 2008-м. У IQR -кода тот же объем информации занимает на 30% меньше места.
- Код безопасного быстрого ответа SQR хорош тем, что в него введен сегмент «личных данных», который расшифровывается с помощью ключа шифрования.
После получения создателем QR Code премии Good Design Award-2012, присуждаемой в области промышленного дизайна, у кодировки начался «золотой век». Бурный рост технологии пришелся на период массового выпуска гаджетов, производители которых научили камеры распознавать QR Code. В 2020 году число пользователей QR-кодирования в России, по данным Scanovа.io, приблизилось к 12 миллионам. А во всем мире за два года пандемии число считываний QR-кодов выросло на 750%.