Трилогия «Властелин колец» – эпохальное литературное произведение, которое стало не только началом новой страницы в истории литературы, но и создало законы целого жанра. Описывая Средиземье и его обитателей, английский писатель Джон Толкин создал неповторимый мир с уникальной историей, продуманной религией, множеством рас и искусственными языками, которые наделены необходимыми логическими и лингвистическими законами. Произведения Дж.Толкина оказали огромное влияние на мировую культуру и стали источником вдохновения большинства современных фантастов.
История «Властелина колец» началась летом 1930 года, когда профессор англосаксонского языка Джон Толкин решил сочинить потешную сказку для своих детей, которая получилась такой захватывающей, что семь лет спустя превратилась в повесть «Хоббит, или Туда и обратно». В «Хоббите» будущий писатель заложил основы мира Средиземья и описал его обитателей. Вдохновение Толкин черпал из скандинавской мифологии, откуда заимствовал образы гномов, дракона и странника Гэндальфа, а также из англосаксонского эпоса «Беовульф».
Дети профессора приняли историю о неугомонном Бильбо Бэггинсе и его путешествии с такой теплотой, что в 1937 году Толкин решил отдать «Хоббита» в печать. Писатель считал произведение законченным и не планировал продолжать историю Бильбо, однако издатель Стэнли Анвин счёл хоббитов бесподобными и убедил Джона писать продолжение. Так родилась идея «Властелина колец», который должен был стать обычным английским эпосом, а превратился в одно из величайших произведений ХХ века.
Работа над книгой началась в декабре 1937 года. В следующем «Хоббите» Толкин планировал описать приключения Бильбо, который отправился в путь за новыми сокровищами, но стало ясно, что история храброго хоббита исчерпала себя. Пришло время нового героя. В 1938 году профессор понял, что должен сосредоточить внимание на магическом кольце, поэтому решил расширить мир Средиземья и углубиться в его историю. Основой произведения стали мифологические мотивы и эпосы, с которыми Толкин работал в Оксфордском университете, но особое внимание писатель уделял именно англосаксонским мотивам.
После Первой мировой войны Джон стремился воссоздать дух Англии, какой она была до индустриализации, поэтому воскресил его в Шире и его милых жителях. Расширению мира Средиземья способствовало и собрание легенд вымышленного мира Арды «Сильмариллион». Писатель начал работу над книгой выдуманной мифологии в 1917 году и попытался издать её в 1937, но издатель отклонил рукопись и настоял на продолжении «Хоббита»
Работа над «Властелином колец» длилась долго. Толкин не спешил с изданием и тщательно прорабатывал детали новой истории, которая обросла таким количеством сюжетных ответвлений и персонажей, что произведение превратилось в многотомную эпопею. Первым читателем и критиком профессора стал его сын Кристофер, а также писатель Клайв Льюис, который подарил миру «Хроники Нарнии». В 1948 году Толкин завершил работу над «Властелином колец», но издателю долгожданное произведение показалось слишком объёмным, поэтому профессору пришлось урезать рукопись и разделить её на три части. Из-за послевоенного дефицита бумаги и издательских проволочек первая часть трилогии вышла в печать только в 1954 году.
Английские читатели встретили «Властелина колец» тепло, но всемирный успех пришел к Толкину лишь в 60-х. Издание трилогии в США стало началом культурного переворота, который повлёк за собой волну подражаний и рождение культуры ролевиков. Мир Средиземья нашел воплощение во множестве художественных произведений, включая оскароносную трилогию Питера Джексона «Властелин колец» 2001-2003 гг.