Творчество Александра Сергеевича Пушкина придётся по душе каждому, не зря про него говорят: «Пушкин – наше всё». Его книги можно найти в библиотеке серьёзного история, на полках юной девушки, ищущей в книгах любовь и романтику, а человек с хорошим чувством юмора всегда по достоинству умеет оценить великого писателя. У Александра Сергеевича найдётся произведение и для любителей мистики – поэма «Медный всадник».
Эта поэма когда-то взбудоражила не только общественность, но и царскую цензуру: в ней обличался царский режим, социальная несправедливость, поднимались гуманистические темы, в неё органично вписывались размышления о вечных конфликтах. В ней отразился образ и облик Петербурга, с его двойственностью красивой северной столицы великой державы и дурной славы города, где царит нищета, голод, болезни и зловещий мрак.
«Медный всадник» стал своеобразным памятником реальной трагедии, потрясшей столицу Российской империи в 1824 году. Речь идёт, конечно, о наводнении в Петербурге, когда Зимний дворец, по словам одного очевидца, «стоял, как скала, среди бурного моря», отважно отражая ревущие волны. Поэтому то, что случилось с домиком бедной Параши, отнюдь не является преувеличением. Сам поэт в это время томился в ссылке в Михайловском, поэтому свидетелем наводнения он не был. Однако, даже находясь вдали от города, он остро переживал это ужасное событие: просил брата помочь деньгами пострадавшим, подчёркивая, при этом, что сделать это нужно анонимно; в письмах к тому же брату признавался, что потоп у него «с ума нейдёт».
Масштабы катастрофы, к которой он, по правде сказать, сначала отнёсся с пренебрежительной усмешкой, по-настоящему поразили Пушкина. Наводнение не исчезает со страниц его писем и в 1830-х годах, когда он пишет жене о его злоключениях в Петербурге. С помощью многочисленных свидетельств и силы собственного воображения, Пушкину удалось восстановиться страшную до мурашек картину.
Оживший памятник Петра I может являться отсылкой к истории про сон одного майора, состоявшего на службе при Александре I. По ходящей в народе легенде, когда в 1812 году он заявил, что хочет вывезти «всадника» из города, приближённые передали императору сон майора: ему привиделось, будто по петербургским улицам скакал «Медный всадник». Затем остановился, приблизился к Александру I и обратился к нему со словами: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». Так памятник, а, может, и вся Россия вместе с ним, были спасены.
Любопытна и сама работа над произведением: Пушкину удалось завершить его меньше, чем за месяц. «Медный всадник» стал ещё одним шедевром, написанным в Болдине. Можно подумать, что Александру Сергеевичу написание поэмы далось необыкновенно легко, однако на самом деле это далеко не так. «Медный всадник» был почти буквально выстрадан: по рассказам, Пушкин тщательно оттачивал каждое слово, чтобы довести своё творение до совершенства, ему не раз приходилось переписывать стихи.
«Медный всадник», как и некоторые другие произведения Пушкина, не могли пройти мимо жёсткой и непреклонной цензуры. В своём дневнике поэт сетовал на огромное количество правок, многие из которых казались поистине абсурдными. Рукопись прекрасной поэмы, над которой он столько трудился, была измарана замечаниями цензурщиков, что для Пушкина было равносильно запрету на публикацию.
Таким образом, оригинальный текст поэмы так и не был напечатан при жизни: несмотря на то, что Пушкин пытался исправить произведение, он вскоре оставил эту затею, отложив рукопись в долгий ящик. И всё-таки «Медный всадник» увидит свет, когда его в 1837 году напечатают с правками Жуковского, убрав неугодные цензуре сцены вроде бунта главного героя. Это, конечно, значительно исказило изначальный смысл поэмы, и замысел Пушкина был перекручен. Спустя 67 лет широкая публика получит возможность ознакомиться с настоящим, неисправленным текстом и в полной мере насладиться чтением поэмы.